1. Книги
  2. Исторические приключения
  3. Сергей Вербицкий

Братья Карамазовы. Том 3. Книга 2

Сергей Вербицкий (2024)
Обложка книги

Действие романа-продолжения «Братья Карамазовы 3 том 2 Книга» довершает череду событий не делая временного перерыва. Также и творческий метод автора получает развитие, начатый в 3 томе 1 Книги. На этот раз Алексей Карамазов отправляется из Швейцарии в Париж, а затем Лондон, где он продает свою душу Мефистофелю. В этом романе также получает развитие вопроса Достоевского о том, что же такое Карамазовщина, как национальная черта русского характера.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Братья Карамазовы. Том 3. Книга 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ИСКУШЕНИЕ

Грязно и пусто в душе вашей, братья, —

Добрые чувства у вас всех потушены,

Света страшитесь вы, будто проклятья,

И идеалы все ваши разрушены.

К правде лучистой и к свету стремление,

Совести голос и мысли высокие, —

Все вы убили в себе без смущения…

Запах свежего постельного белья разбудил Алексея Федоровича, он открыл глаза и его посетила мысль: «Пробуждение. Как важно проснуться. Иначе так вся жизнь пройдет и в конце ее ты поймешь, что ее всю проспал и не насладился ее плодами. Так и с народом, вот он спит веками, а потом, созрел и значит, наступает время проснуться и вот вроде движение какое происходит, ворочается он, с боку на бок переворачивается, а не просыпается. Не хватает того, кто послужил бы тем будильником, тем горном, который должен прозвенеть, протрубить. И вот вопрос, а сумею ли я разбудить, поднять его и вдохновить на подвиги? Найти нужное слово, чтобы поверил мне народ русский и открыл наконец глаза и узрел свое горькое положение. И пошел бы за мной, за детушек наших, во имя их будущего, а они все наши грехи перед Богом отмолят и нас спасут!»

— Я извиняюсь, но билеты уже куплены и через три часа отходит ваш поезд, Алексей Федорович, — вкрадчивым голосом сказал, заглянувший в комнату Азеф.

— Я через пять минут буду готов, — ответил Алексей Федорович, и начал подниматься с постели. Азеф, меж тем вышел из его комнаты и пристроился на диванчике в гостиной. Закончив утренний туалет, Алексей Федорович, вышел к нему.

— Теперь, вы готовы отбыть из Парижа? — спросил Азеф.

Жаль, но вроде бы, только вещи надо до собрать и в путь, — ответил Алексей Федорович.

— Вчера с вами казус произошел. Что это вы сознание потеряли, а потом с сеанса молиться в часовню сбежали? Вы знаете, такое собрание прерывать без веской причины нельзя, если вы не знаете, то скажу вам что рационалистический спиритуализм преподается в народных школах Франции. Это часть французской политики.

— Мне голос был дан.

— Любопытно. Что за голос? С вами дух говорил? Чей дух? И что сказал?

— Я не знаю чей был голос, но сказал он мне, что душегубец разрушит русские семьи.

— Так против царствующей особы вы и выступите с вооруженным восстанием, а мы вам в этом поможем. И спасем русскую семью.

— Революция и Бог вот, что спасет русскую семью.

— Революция да, но не Бог.

— Почему?

— Вы знаете, дорогой Алексей Федорович, что, когда произошла Великая Французская революция, она хоть и потерпела поражение, но она открыла глаза людям, дала толчок религии естественной — рационализму. Практический разум, по-другому, если сказать. В моду начал входить атеизм. А Париж законодатель мод и эти веянья распространились по всей Европе. Потому Бог нам не поможет, потому что атеизм начал проникать и в Россию. Так, что придется вам устраивать революцию без Бога, иначе вас не поймут.

— Это как же без Бога? И кто не поймет?

— Прогрессивная общественность вас не поймет. Ведь что ныне: Бог — наш враг. Ненависть к Богу — начало премудрости. Без Бога, Алексей Федорович, и не такие дела вершились и ничего, выходило, даже лучше, чем с Богом. Если человечество желает идти вперед, то оно должно иметь в основании своем безбожие.

— И куда мы придем без Бога?

— Через революцию к счастливому прозрению и освобождению. Ведь что такое религия? Это порабощение человека религиозным догматизмом. А вы, приведете его к реализации свободной воли, снимите с него оковы векового заблуждения.

— Я?!

— Да, вы, именно вы, потому что вы, вершитель первой русской революции. Вам, так сказать и карты в руки и не стесняйтесь вытащить бубнового туза, ибо русский народ — пролетариат и крестьянство ждут этого момента.

— Да вы прямо из адвокатуры дьявола, что так говорите.

— Promotor fidei — укрепитель веры — веры в человека, вот кто я.

— Только человеку вы помочь не хотите, потому что отбираете у него надежду.

— Эфемерную надежду. Я ратую за то, чтобы человек был сильным и нашел в себе мужество признать, что он смертен, как и всякая тварь, живущая на земле. Долой суд справедливости наступление, которого неизвестно, когда. Установим истину кары за грех здесь и сейчас, вот к чему я вас призываю.

— И как? Что же, вы беретесь стать мерилом справедливости и всевидящем оком души человеческой и его тайных помыслов?

— А не надо быть никаким мерилом и душу человеческую ведать. Законы надо непреложные установить и неотвратимость наказания, а также сюда психиатрию притянуть и все. Человек в страхе перед психологией и психиатрией, сам во всем сознается, а мы его помилуем и вот у него и будет вера в нашу высокую справедливость. Вы вот о семье печалуетесь, а я вам скажу, вот что, во всемирном братстве спасение семьи.

— Это как же?

— Просто: пролетарий всех стран объединяйтесь. Нужно единство рабоче-крестьянского класса. Всего мира. Понимаете, масштаб задачи?

— С трудом. Я только о русском народе думаю.

— Эка вы, я вам скажу, однобокий. Нет русского народа, нет французов, нет поляков и немцев. Есть один народ, живущий на земле, одно государство под диктатурой пролетариата. Понятно?

— Ну вы махнули. Бог создал многообразие, а вы все хотите под одну резьбу всех загнать. Не получится так.

— Опять вы Бога вспомнили. Его нет. Если Бог для вас есть, то никакая революция у вас не получится, а мы только понапрасну средства свои на вас потратим. Тогда уж лучше сразу отказную пишите, и мы покинем вас.

— Почему не получится, я готов все силы приложить чтобы свергнуть душегубца для воссияния счастья русского народа.

— Не получится, потому что ваш Бог сказал не убий, а революции бескровные не бывают.

— Я перед вашим приходом как раз на сей счет думал и пришел к мысли, что если и придется кровь пролить, то наши детушки перед Христом нас отмолят, ибо для их благополучия мы на сей грех пошли. Так что все у нас получится.

— Дудки, это вы такой мыслью вооружились, а интеллигенция о нравственности вспомнит и не пойдет с вами, а мы говорим: все что полезно человеку то и нравственно, нет греха, есть только вред, который приносит человеку страдания и не удобство, делай на пользу себе и будешь счастлив, не жди будущего облегчения, а бери сейчас, потребляй и получай удовольствие от жизни, потому что потом его не будет. Другими словами, все во имя человека и все на его благо.

— И какую же мне мысль взять чтобы народ за мной пошел и революцию учинил?

Вот ведь вы какой непонятливый. Я вам уже сколько времени об одном и том же говорю, а вы все не воспримите. Нужно жить реальным миром, а не вымышленным. То, что видишь, ощущаешь и слышишь, то и есть, а то, что ты сам себе для утешения своего на придумывал, на измыслил того нет и быть не может. Потому призываю ваш разум: очиститесь от вековечного бреда человечества и живите для своего счастья. Понятна мысль?

— И как?

— Что как?

— Жить как, когда смертью по вашему утверждению все закончится.

— Смерть. Что ж человек смертен это надо признать, но если получить максимум удовольствий в жизни, то она не так кажется печальной, в конце концов под конец жизни человек просто устает жить и смерти желает уже как избавления. Так что проживите по полной и смерть для вас станет приятным отдохновением. Сегодня важен не покойник а сколько стоит его гроб, для эстетического удовлетворения глаз собравшихся. Оставьте о себе хорошую память, это и будет вашим успокоением.

— А как же душа? Она как? Она бессмертна.

— Душа. Хм. Я вот вам что скажу. Нет никакой души, а есть психоэмоционально умственное состояние, которое понимается человеком под определением душа.

— Но мое Я, куда вы денете?

— Никуда. Это код вашего сознания и все.

— Любовь, все спасет.

— Любовь?! — сказал Азеф и встал, потому что услышал, как в дверь постучали. — Я сейчас, — сказал он и пошел открывать.

— Прощай Париж, ты растаял словно сон, пора в Женеву, — с порога сказала Ева Александровна.

Завеса сброшена: ни новых увлечений,

Ни тайн заманчивых, ни счастья впереди;

Покой оправданных и сбывшихся сомнений,

Мгла безнадежности в измученной груди…

Как мало прожито — как много пережито!

Надежды светлые, и юность, и любовь…

И все оплакано… осмеяно… забыто,

Погребено — и не воскреснет вновь!

Я в братство веровал, но в черный день невзгоды

Не мог я отличить собратьев от врагов;

Я жаждал для людей познанья и свободы, —

А мир — всё тот же мир бессмысленных рабов;

На грозный бой со злом мечтал я встать сурово

Огнем и правдою карающих речей, —

И в храме истины — в священном храме слова,

Я слышу оргию крикливых торгашей!

Любовь на миг… любовь — забава от безделья,

Любовь — не жар души, а только жар в крови,

Любовь — больной кошмар, тяжелый чад похмелья —

Нет, мне не жаль ее, промчавшейся любви!..

Я не о ней мечтал бессонными ночами,

И не она тогда явилась предо мной,

Вся — мысль, вся — красота, увитая цветами,

С улыбкой девственной и девственной душой!..

Бедна, как нищая, и как рабыня лжива,

В лохмотья яркие пестро наряжена —

Жизнь только издали нарядна и красива,

И только издали влечет к себе она.

Но чуть вглядишься ты, чуть встанет пред тобою

Она лицом к лицу — и ты поймешь обман

Ее величия, под ветхой мишурою,

И красоты ее — под маскою румян.

Семен Надсон (1882 г.)

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я