Книга для тех, кто хочет больше узнать о Южной Америке и лучше ее понимать, кто хочет глубже видеть наш мир, ценить его красоту и многообразие. В ней подробно описано путешествие автора в Республику Эквадор, рассказано не только о событиях той поездки, но и представлены сведения о различных сторонах жизни удивительного континента и др. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся вопросами туризма и изучения зарубежных стран. Un libro para aquellos que quieren aprender más sobre América del sur y comprenderlo mejor, que quieren ver más profundamente nuestro mundo, apreciar su belleza y diversidad. En ella se describe en detalle el viaje del autor a la República del Ecuador, no solo se habla de los eventos de ese viaje, sino que también se presenta información sobre los diferentes aspectos de la vida del increíble continente, etc. La Publicación está diseñada para un amplio círculo de lectores interesados en temas de turismo y estudio de países extranjeros.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В плену у Эквадора» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Моя география
Да, путешествия и география идут «нога в ногу» и неотделимы друг от друга. Ключ к пониманию моего трепетного отношения к ним лежит в моем детстве.
Так получилось, что я с малых лет полюбил географию, причем сразу и навсегда. Теплые чувства к этой замечательной науке привил мой дорогой папа Николай Тихонович, и всячески поддерживал меня в этом увлечении. Тогда мы жили в небольшом городе Ядрине, районном центре в Чувашии. Когда мне было 5 лет, папа приобрел для меня в местном книжном магазине административную карту мира, предназначенную для школьного обучения. Она была довольно большой (3 метра на 2 метра). Поскольку квартира была малогабаритной, то я раскладывал карту на полу, подворачивая и изучая ее частями. Мне очень нравились океаны и моря, привлекали цвета стран, контуры континентов и государств. Увлекали линии, обозначающие дороги и соединяющие города, извилистые ленты рек, по ним мысленно преодолевал огромные расстояния. Дело дошло до того, что я легко мог по одним лишь очертаниям, без привязки к местности, определить ту или иную страну. Карты тянули меня как магнит. Рассматривая их, я фантазировал и мысленно погружался в еще непонятную мне жизнь этих стран, которая была непонятным миром. Потом у меня появились еще и физические и геологические карты планеты и СССР, различные атласы. Ведомый воображением, я забирался в дальние края, ходил по морям, двигался вдоль и поперек всех частей света, шел в горы, леса, пустыни, на ледники, изучал недра. Мне открывались завораживающие картины синих океанов, благодатной суши и радужного неба. В целом я чувствовал, что изучение нашего мира по картам — интересное и увлекательное занятие. В какой-то момент меня заворожили карты полезных ископаемых и минеральных ресурсов, причем как СССР, так и остального мира. Фактически я внедрился в курс экономической географии, которую тогда изучали в 8 классе средней школы.
Все решали тяга к новым знаниям и природная пытливость. От карт я все больше переходил к книгам. Разумеется, меня особенно интересовали издания о путешествиях и открытии новых стран. Душу трогали невероятные сказания о Синдбаде-мореходе — герое множества занятных приключенческих историй. Как и многие мальчишки того советского времени (славного периода морально-нравственного подъема той великой страны) я был увлечен и поглощен Great geographical discoveries, кругосветными плаваниями, проникновениями в джунгли, покорением вершин, освоением степей и изучением льдов. Меня глубоко волновали потрясающие путешествия Марко Поло, Магеллана, Пржевальского, Ливингстона, Васко да Гамы, Беллинсгаузена и Лазарева, Стэнли, Кука, Амундсена, Лаперуза, Кабота, Крузенштерна, Тасмана, Гумбольдта, Миклухо-Маклая и др. Их дальние походы — не просто стандартные главы из учебника истории. Это неожиданные повороты, опасности и невероятные открытия. Именно книги об этих смельчаках давали душевный порыв, манили и создавали волшебный мир странствий, тот праздник, который приходил в мое юное читательское сердце. Да и как можно было быть равнодушным к нетленным книгам о путешествиях, например, Жюля Верна? Ведь даже при одном взгляде на них сразу же «в ушах начинает гудеть морской ветер, пол под ногами начинает покачиваться как при шторме, занавески на окнах начинают трепетать как паруса…». Робкий ум мальчика, родившегося посреди материка и никогда не видавшего моря, цепенел перед страхом, которым был наполнен путь отважных первооткрывателей. Я тогда записался почти во все детские библиотеки города, где меня знали в лицо, поскольку из раза в раз одолевал персонал одним и тем же вопросом: «Какие новые книги о путешествиях к Вам поступили?». Моей любимой игрушкой с шести лет был небольшой настольный глобус Земли, подаренной мне мамой. Я вращал его и переносился на континенты, пытаясь представить жизнь людей в других странах. Для меня эти виртуальные путешествия по голубой планете стали чуть ли основной частью внутреннего мира.
Я все больше проникался духом исследователя, а географические знания меня вдохновляли. Когда где-то речь шла про легендарного Магеллана, даже позволял себе поправлять собеседника, требуя исторической правды в названии его фамилии (по-португальски) — Магальяеш, что удивляло и забавляло взрослых.
Хорошо помню, что когда к нам приходили гости, то папа и мама непременно просили меня наглядно продемонстрировать им мои познания в географии. Поскольку я знал назубок все государства мира, все их столицы и даже население стран и основных городов, мне это было несложно. Также мог схематично нарисовать силуэты и проекции любого государства. Гости, удивляясь, цокали языками. Помимо столиц я знал большинство крупных городов, названия провинций многих стран. Так, например, в те же 7 лет я с легкостью мог назвать не менее десятка городов в США, Японии, Индии, ФРГ, Англии и т.д. Но однажды у меня вышел досадный прокол. Как-то к папе в гости пришел его товарищ, и на предложение проверить меня по части географии, он спросил: «Знаешь, где находится город Карловы Вары?». На меня нашло смущение, ведь я не знал верного ответа. Гость сообщил мне — так это же всемирно известный чешский курорт. Поэтому, дескать, не обольщайся и изучай не только крупные, но и знаменитые точки на нашей планете. Но при этом я точно знал о существовании таких городов в Чехословакии как Прага, Братислава, Пльзень, Брно, Ческе-Будеевице, Либерец, Острава, Кошице, и даже их примерное население. Это стало для меня ценным уроком, после чего я стал внимательнее изучать наиболее важные мировые туристические центры.
Помимо географического положения стран меня интересовали их история, экономика и политика. Видя мое устойчивое желание в этом направлении, папа, будучи высококвалифицированным специалистом в области экономики и имевшим большой опыт руководителя, поддерживал это увлечение и подарил мне книгу «Экономика стран мира». Она являла собой справочник, в котором в сжатом, доступном и понятном виде было представлено каждое государство. Причем в ней вообще не было картинок, схем, графиков, только сухой текст. Но я был очень доволен ее содержанием. Что, собственно, в ней привлекло? Вероятно, наличие систематизированной и удобной для восприятия информации о любой стране, статистические показатели в динамике, интересные сравнения.
А вот моя мама Зоя Михеевна затем приобрела по знакомству и вручила мне очень интересную широкоформатную книгу «Познание продолжается», представляющую собой содержательное издание о многих областях деятельности человечества, уже изобиловавшее вклейками, фотографиями, картами и схемами. Много материала в ней имелось по историко-географической теме. Причем эта книга до сих пор в моей домашней библиотеке как ценная реликвия.
И, конечно, два издания Большой советской энциклопеции (БСЭ) в 51 томе и в 30 томах — кладезь доступной информации и наше с моим родным братом Андреем домашнее развлечение. Сколько полезных достоверных знаний оттуда было почерпнуто! В самой читающей стране мира БСЭ — заветная мечта школьников и студентов, как «палочка-выручалочка». Эниклопедия не только насытила нас всевозможными сведениями, но и помогла научиться структурировать знания о вещах, выстраивать логические схемы и делать верные сопоставления.
Да, сейчас есть Интернет, нейросети, телевизор, гаджеты, когда посредством одного небольшого движения (или просто звукового запроса) ты получаешь массу разнообразной информации не то, что о каждой стране, — о любом населенном пункте любого региона мира, и тексты, и фото, да еще и в видеоформате. Раньше нам было гораздо сложнее. Качественные книги в СССР в свободной продаже были дефицитны, особенно иллюстрированные. Жажда познания у большинства советских ребят вступала в противоречие с недостаточной доступностью научно-популярной литературы. В тех условиях интересную и познавательную информацию о зарубежье учащимся приходилось собирать по крохам из разных доступных источников (если нет БСЭ), в первую очередь за счет библиотек, которые нас заметно выручали (в них обеспечение было на порядок лучше).
Возвращаясь к моему детству. Мое страстное влечение к познанию зарубежья было заметно подпитано итогами туристической поездки моего папы в Югославию (точнее, в ее словенскую и хорватскую части). Меня буквально заворожили его интересные рассказы об увиденном в полукапиталистическом государстве (рассказчик-то он убедительный). Кстати, в то время для советских граждан в основном были возможны туристические поездки в Болгарию, Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР. Югославские вояжи были гораздо реже, и отбор кандидатов через соответствующие контрольные структуры всегда проходил жестче. Впечатления папы, полученные от посещения Alpe, городов Ljubljana и Bled, озера Bohinj, острова Krk и курорта Crikvenica были очень яркие и насыщенные. Я же мысленно представлял себе жизнь той страны, глядя на привезенные им красочные рекламные проспекты и необычные сувениры, особенно с горных и морских курортов.
Для меня география и сейчас остается очень занимательной наукой, которую можно изучать всю жизнь, и все равно каждый раз открывать для себя новые увлекательные сюжеты и интересные моменты.
Теперь к вопросу о том, пригодились ли мне в практической жизни все эти полученные специфические знания? Да, мне в школе очень легко давались как география, так и смежные с ней дисциплины. А в моем специализированном ВУЗе, где первостепенное внимание уделялось общественным предметам, это была вообще песня. Всегда получал по ним пятерки «автоматом», поскольку почти к любой теме по общественным наукам я мог приложить относительно хорошую подготовку по внешней политике, экономической географии, зарубежной и отечественной истории. Потом, когда я уже некоторое время профессионально занимался политической работой, эти познания не только помогали на практике, но и, в некотором роде, демонстрировали широту знаний, как бы подтверждая статус «партийного деятеля» среднего звена.
«А географию зачем учить, коль извозчик куда надо довезет?». Крылатая фраза невежи из комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, к сожалению, очень актуальна и в наши дни. Фонвизин не ошибся: некоторых извозчик довезет. Об этом свидетельствуют невероятные географические ляпы известных политиков высокого уровня, особенно западных. «Правом на глупость» активно пользовались многие из них. Да, человеку свойственно ошибаться. Однако ошибки, связанные с профессиональной деятельностью, оправдать сложно. Так на своём ли месте находятся политики, реально решающие судьбы людей, но демонстрирующие элементарное невежество в вопросах географии?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В плену у Эквадора» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других