Что бы правильно подобрать оператора доставки для своего интернет-проекта нужно знать в каких параметрах вести сравнение. В мире электронной логистики есть 47 "ронинов", которые хотят обрести своего "хозяина", который их оценит и будет правильно их применять. Именно обо всех 47 "ронинах" (параметрах оператора доставки) я и поведу речь на страницах этой книги. Как их анализировать и применять для сравнения операторов доставки, тоже научу. Параллельно рассмотрим какие бывают виды перевозчиков для электронной торговли, чем они сильны, чем слабы. Поделюсь собственным опытом (20 лет в логистике, 7 лет в электронной), на примерах личного взаимодействия с двадцатью операторами доставки (на двух крупных интернет проектах). Простым языком, без груды данных, как говорится — "на пальцах".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «47 Ронинов ECOM-логистики» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Прямой контракт или агрегатор?
После того, как мы покопались в грязном бельишке плюсах и минусах различных операторов доставки, мы можем начать для себя определяться, к какой схеме работы мы больше будем склоняться.
Возможно буду повторяться, но строго не судите ибо еще раз закрепить в голове, какие у какой схемы преимущества — не повредит и даже полезно.
Итак, прямой контракт. Вы заключаете договор с оператором доставки напрямую.
После долгого пути мониторинга и выбора"финалистов", вы начинаете переговорные процессы с потенциальными логистическими партнерами и выявляете для себя лучшего (я в этой книге как раз рассказываю как это сделать).
Что же вы получаете вместе с оператором доставки подключенному по прямому контракту? Рассмотрим именно вариант, когда подключаем более одного логистического партнера.
Плюсы прямого контракта:
1. Самые выгодные условия сотрудничества. Так как вы работаете напрямую без посредников с поставщиком услуг, то с каждой логистической компанией прорабатываете самые выгодные условия для себя (достигается обычно при проведении переговоров в формате"win-win") и перевозчика. В зависимости от возможностей и стратегических прогнозов каждого оператора доставки, последний может установить свою планку, где то даже ниже рынка, где то даже в минус, но с перспективой роста ваших объемов и последующей выгодой. Поэтому каждый контракт это ваше произведение искусства, в котором вы отсекли все лишнее и оставили самое красивое.
2. Глубокий контроль за передвижением ваших отправлением через персонального менеджера транспортной компании. При заключении договора с ТК вы, как правило, получаете в качестве сервисного бонуса — персонального менеджера, который будет сопровождать вас информационно. Самые популярные вопросы, которыми будут заваливать вас получатели"Где мой заказ?"и"Почему так долго?", вы сможете утонять у вашего стрессоустойчивого менеджера ТК, который, как показывает практика, умеет немного больше, чем"бездушный"оператор call-центра логистического партнера.
3. Возможность выстраивания индивидуальной интеграционной схемы, исходя из особенностей вашего сайта и сайта оператора доставки. Интеграция с оператором доставки (если она не обойдется установкой интеграционного модуля, а это не сложнее установки приложения на телефон) это всегда трудоемкий и трудозатратный (да и экономически затратный) процесс. Прелесть индивидуальной интеграции в том, что вы можете использовать API партнера по-максимуму, выжав из него все полезные свойства для своего интернет-магазина. Интеграция по модулю, такого эффекта не даст. После того, как вы интегрируетесь с несколькими перевозчиками по своим условиям, вы для себя организуете наиболее эффективное взаимодействие, вплоть до автоматизации некоторых процессов, которые впоследствии сэкономят вам кучу времени и средств.
4. Меньше потерь в скорости доставки при передачи заказов в ТК напрямую. При передаче заказа в ТК напрямую (на склад или через курьера ТК) вы автоматически запускаете процесс доставки вашего отправления, потому что статусы отправления в таких случаях чаще всего очень быстро переходят в состояние"Принят на склад"или"Принято в доставку". В минусах агрегатора поясню, почему быстрее везти через прямых партнеров.
В целом, самый"жирный"плюс прямого контракта — работа без посредника, со всеми вытекающими.
Минусы прямого контракта:
1. Работа в нескольких личных кабинетах. Если вы работаете с несколькими перевозчиками, значит вы подключены к нескольким личным кабинетам, которые не в коем случае не будут иметь одинаковый интерфейс. Сохранятся возможно, основные принципы построения личного кабинета ТК (форма создания заказа, список этих заказов, кнопки формирования отчетов, различных реестров, актов, претензий и прочее). Но внешний вид, расположение, цветовое решение, набор функций будет у всех разный. И пол беды, если вы или ваш сотрудник изучал эти сервисы постепенно, по очереди и сам разбирался и постигал все таинства личного кабинета. А представьте, если новый сотрудник, который должен в этих сервисах работать будет вникать в них разом. Есть ли вероятность, что он нажмет"не ту"кнопку уже в первый день работы?
2. Интеграция с каждой логистической компанией. Не факт, что установка интеграционного модуля решит вопрос запуска доставки. Наиболее вероятный вариант для решения всех задач вашего интернет-проекта, это интеграция путем написания API, как наиболее гибкого и надежного инструмента обмена данными. Процесс этот трудоемкий и затратный, требует наличия специалистов, если уж не с одной, то с другой стороны. И нельзя интеграцию с одной ТК просто взять и скопировать для интеграции с другой ТК. Все будет индивидуально (ну, кроме подхода к написанию) и максимально персонализировано под каждого оператора доставки. А это время. Иногда драгоценное.
3. Разнесение расходов за доставку на несколько контрагентов. Здесь все понятно — пояснять, думаю, не нужно. Просто"минус"один балл в карму от бухгалтерии вам обеспечен.
4. Настройка процесса отгрузки со склада индивидуально для каждой ТК. Складская логистика так же"спасибо"не скажет. Общие, на все ТК, процессы тут не подойдут, иначе столкнетесь с отгрузкой заказов условного СДЭК в машину Почты России (или наоборот, но первый вариант куда страшнее). Четкое разведение операторов доставки в складской программе, система проверки правильности погрузки и прочие примочки, здесь будут просто необходимы что бы избежать нежеланной путаницы. Да это тоже время и затраты, но поверьте они будут стоить того.
Агрегатор успешно сможет побороть вышеперечисленные минусы работы по прямому контракту, но вместе с тем — сильные стороны работы напрямую перетекут в минусы работы по этой схеме.
Плюсы агрегатора:
1. Работа в одном личном кабинете с любым количеством транспортных компаний. Тут все понятно. Вы работаете в одном личном кабинете, который с помощью"магии"агрегатора объединяет в себе всех перевозчиков, которых клиенты вашего интернет-магазина выбирают при оформлении заказов. Удобно? А то. Уж сотруднику, который работает с заказами, как минимум. Плюс систематизированная аналитика по всем операторам доставки быстро без вмешательства сотрудников с"черным поясом"по экселю.
2. Интеграция только с сервисом агрегатора. Все остальные интеграции агрегатор берет на себя. И при подключении новых служб доставки вы не потратите не копейки, они просто станут активны на вашем сайте в разделе доставки (это ли не чудо?).
3. Единая бухгалтерия. А значит Любовь Эммануиловна (наверняка так зовут вашего главбуха), всегда будет вам улыбаться и ставить вас в начало списка на выдачу квартальной премии (даже если у вас ее нет). А если серьезно, то тут действительно одни плюсы. Нужно проверить только один счет на правильность тарификации доставки ваших отправлений, а это всегда экономия времени.
4. "Отгрузка в одно окно". В случае с агрегатором вы все отправления отгружаете одному курьеру. Поэтому для этого необходимо настроить один единственный процесс отгрузки на вашем складе, не подстраиваясь под время приезда курьера или не разъезжать по городу сдавая заказы в несколько точек разбросанных по вашему городу. Агрегаторы в принципе все готовы забирать ваши заказы в определенное время с вашего склада.
Минусы агрегатора:
Как и вытекающие плюсы агрегатора из минусов прямого контракта, так же трансформируются плюсы прямого контракта в минусы агрегатора.
1. Тарифы агрегаторов выше тарифов при прямом контракте. ТК которая работает с агрегатором, действительно тарифицирует его по очень выгодному тарифу. Но тем не менее агрегатор не сможет дать интернет-магазину более выгодные условия. Скажем, 20% от стандартного тарифа дает ТК агрегатору. Агрегатор, что бы что то заработать дает интернет-магазину скидку от стандарта — 10%, а на 10% живет (меньше просто не рентабельно). В случае же прямого контракта интернет-магазин может рассчитывать на 15% скидки от ТК, что уже интереснее.
Специально проверял данный момент. При переговорах с агрегатором вышел спор. Агрегатор утверждал, что может дать тарифы как и ТК напрямую. После того как я отправил тарифы со скидкой от ТК, которые планировали сотрудничать с нами напрямую, диалог со стороны агрегатора прервался.
2. Мониторинг отправлений. Тут нужно сказать, что обратная связь идет от агрегатора, который в свою очередь запрашивает ее в ТК и потом передает в интернет-магазин. То есть общение с ТК идет не напрямую, что несколько удлиняет и усложняет процесс, и возможно (я не утверждаю) информация может"ходить"намного дольше. А клиент ждет…
3. Лишний день на обработку отправлений на стороне агрегатора. Тут речь идет о том, что для того, что бы организовать режим"одного окна"агрегатор приносит некоторую жертву, которая называется"скорость доставки". Для того что бы одно окно работало, нужно процесс сортировки отправлений по ТК у интернет-магазина"забрать"и перенести на склад агрегатора. Но ввиду того, что объем агрегатора составляет совокупный объем от всех подключенных интернет-магазинов и консолидация заказов происходит уже во второй половине дня, процесс сортировки не позволит в день забора заказов со склада отправить их в ТК. Один день к доставке прибавляется именно из-за процесса сортировки отправлений на складе агрегатора, когда при прямом контракте заказы уезжают на склад ТК в день передачи со склада интернет-магазина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «47 Ронинов ECOM-логистики» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других