Заметки исследований автора об объединённой сфере науки и искусства и методов для её познания: "Философия воплощения жизни человеческого духа и разума", "Нейрографика мышления и жизнь мысли", "Информатика слова", литературоведение, исследование "О чём говорит музыка и как звучат слова", исследование сохранения живого произведения театрального искусства, методика развития детей вместе с научной и художественной литературой, "Здоровая и долголетняя жизнь"
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О морали и нравственности в учении З.Фрейда
О морали и нравственности, развитии человека и общества, культуре в учении о психоанализе Зигмунда Фрейда
В связи с междисциалинарными исследованиями и разработками универсальной методологии, отдельные заметки из анализа трудов учёных и произведений писателей и их идеи, которые можно развивать в различных сферах жизни, я включила в научно-популярный литературный цикл «Чтение текстов». Этот выбор не случаен, поскольку это не толкование или комментирование в привычном смысле, так как толкование текстов, наряду с тем, что само по себе является универсальным методом познания, в какой-то части всё же искажает изначальный смысл ввиду привнесения наряду с авторским сознания толкователя, хотя, например, школа толкования права — древнейший институт, но мы с вами постараемся тексты именно «читать».
А началось всё с исследований жизни и разума, анализа трудов Иммануила Канта и методологии Рене Декарта. К трудам же Зигмунда Фрейда я обратилась по нескольким причинам, одна из которых — написание в стихах «Психотерапевтического сеанса» в Филатовском слоге и научный интерес в области методологии. Гений интеллектуального предвидения, когда ещё не было известно о ДНК, нейронах, мало — о биохимии, всегда восхищает. И относительно трудов профессора Фрейда это учение о психоанализе. И теперь, и в будущем нужно стараться соотносить правильное, ключевое из достижений прошлого с реалиями научных открытий и развитием объективного знания. Так, всего по одной только фразе, дающей ключ к учению о психоанализе, квинтэссенции учения, о которой писал сам учёный, можно понять себя, окружающих людей в отдельности и общество в целом — об этом — в конечном выводе.
Самое восхитительное в анализе текстов то, что можно обнаружить начинания в различных сферах. А в учении о психоанализе заложено множество основ морали и нравственности, рассуждений о культуре общества и развитии человека, что мы с вами и изучим. И первое, что можно утверждать, это то, что знаменитый профессор в своих трудах имел ввиду гораздо большее — он видел человеческую природу такой, какова она есть: все люди в чём-то порочны — это правда. Поэтому сведение многих заключений к половой интерпретации в сущности заключает именно эту мысль. Вспомните"Собачье сердце"Михаила Булгакова — писатель напрямую указывал на проблемы человечества на примере самой операции — собаке были добавлены человеческие гипофиз и мужские железы — проблемы человека в голове и ниже пояса, с теми же вопросами приходили и пациенты к доктору Преображенскому, а вот собачье сердце — природный дух и вопрос к душе человека. И Михаил Булгаков, и Зигмунд Фрейд верно поняли злоключения людей — всё дело в головах, осталось найти способ решения проблем — а это тонкий вопрос к самому человеческому триединству — душе, уму и телу. Каков этот способ врачевания пороков — здесь нужно учитывать, что в человеке сочетаются наисложнейшие основы, от информатики и физики до химии и биологии, а сам психоанализ только способ выявления проблем.
Второе, вытекающее из первого, — это соотношение доброго и злого в природе человека: «если мы откажемся от односторонней этической оценки, то мы сможем найти более правильную форму соотношения злого и доброго в человеческой природе» — пишет Зигмунд Фрейд (здесь и далее цитирование трудов учёного). Эта мысль звучит так же и в словах писателя Р.П. Уоррена: «человек не может быть ни плохим, ни хорошим, но и хорошим и плохим одновременно».
Великий учёный даёт и некоторые методы, которые могут быть универсальными в применении. Так, понимание необходимости совершенствования методов и их соответствия для работы с предметом Зигмунд Фрейд выражает в мысли о том, что психоанализ раньше применяли ко всем болезням, но затем поняли, что их природа разна, и психоанализ не применим в ряде случаев, таких как, например, паранойя и деменция. Этот пример наглядно объясняет истину о необходимости соотнесения должного метода и предмета, соответствия средств и цели.
Вот и интересная мысль о неврозах, которую можно применить и к консервативному мышлению и сопротивлению изменениям. Здесь попытайтесь взглянуть в целом на человека, не привязываясь к контексту медицинской тематики, поскольку между невротиком и здоровым учёные прошлого столетия проводили лишь тонкую границу, и то заключающуюся только в количественном соотношении борьбы различных сил, внутренних и внешних, и их балансе, необходимом для здоровья, что мы с вами рассмотрим далее, и из чего в конце заметки будет сделан ключевой вывод. Это решительный эксперимент с методом, но о том и проект, и этот эксперимент в данном случае поможет понять природу человека. В случае с неврозом, это соотношение борьбы выливается в «фиксацию» или зацикленность «душевной жизни» или организации, склада ума, на «патогенных травмах» вместо победы над противоречиями и движения вперёд. Многие расстройства происходят и развиваются оттого, что аффекты (впечатления) не находят естественного выхода, происходит «задержка иннервации», вследствие чего происходит «выражение душевных волнений» в телесных, например, это различные тики и привычки. Это наша реакция на соотнесение наших желаний и ожиданий с реалиями действительности. Простыми словами, можно выделить два типа человека, каждый из которых также имеет разновидности. Первый тип людей — это две противоположности, но для этих противоположностей реальность не отвечает их возможностям и способностям. Это люди, для которых действительность является либо непосильной и возможностей такого человека не хватает, и противоположность — люди, для которых действительность является неприемлемой и её возможностей не хватает для воплощения идей и действия человека с его способностями, и человек начинает созидать новое в действительности жизни и мира. И для обоих типов наступает этот феномен невротической реакции на раздражение от окружающего мира и несогласие от порядка вещей. В первом случае человек замыкается внутри собственного мира и создаёт виртуальную реальность, в которой живёт. Во втором случае человек старается исправить действительность, но удивительным способом — через воплощение своей фантазии в действительном реальном мире. Но есть и второй тип людей, которые уживчивы с любой действительностью — здесь есть и плюсы, и минусы: чрезмерное приспособление к окружающей действительности замедляет развитие, хотя и способствует выживание. Поэтому идеальное соотношение — сочетание работы сознания и мышления: изменение действительности сознанием и воплощение задумок фантазии. И таким образом, можно ответить на следующие вопросы. Что же предпримет обычный человек при таком противодействии колоссальной действительности самого мира? А что предпримет человек, если, напротив, имеющихся возможностей самой действительности ему не хватает? Он будет эти возможности создавать. Это эволюция, и это развитие.
Универсальность метода из учения о психоанализе именно в том и выражается, что дело не в содержательном, а в количественном соотношении борющихся сил в нас, да и в окружающем, и «к чему приведёт борьба: к здоровью или неврозу, или к компенсирующему высшему творчеству». Поразительные пути развития человека ввиду борьбы с внутренними и внешними силами в зависимости от сил самого человека и объективных обстоятельств, недовольство окружающей действительностью или рождаемое им желание совершенствовать мир, могут привести к потрясающим воображение открытиям, произведениям искусства и изобретениям.
Зигмунд Фрейд зрит в корень человеческой природы: «наши культурные требования делают жизнь слишком тяжёлой для большинства человеческих организмов, эти требования способствуют отстранению от действительности». И далее он провозглашает мудрость, которая должна быть кредо нашего общества: «мы не должны забывать, что счастье каждого отдельного индивидуума также должно входить в цели нашей культуры». Такие же прекрасные мысли высказал и Рене Декарт, об истинах и из раскрытии для блага каждого человека в обществе. Максима, но необходимая для духовного и интеллектуального развития человека и общества. И здесь можно сказать словами самого профессора: «не забывайте, что мы, люди с высокими требованиями нашей культуры… находим действительность вообще неудовлетворительной и потому ведём жизнь в мире фантазий, в которой мы стараемся сгладить недостатки реального мира».
Видя страдание одних и счастье других, великий учёный находит простое и гениальное объяснение: мы все хотим исполнения наших желаний, и один счастлив их реализации через работу, а другой при противоборстве окружающей действительности начинает строить фантазии-желания в сознании. Загляните в себя, аккуратно, и вы поймёте многое, руководствуясь мудрыми мыслями, и в ваших силах многое же исправить.
А вот, когда самой действительности не хватает, происходят самые потрясающие вещи: мы начинаем изобретать и стараемся делать и воплощать невероятное, давая ему жизнь и делая действительностью…
2023, Ксения Мира
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга мудрости о Науке и Искусстве. Заметки исследований» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других