В сборник вошли тезисы докладов участников III межрегиональной научно-практической конференции «Многогранность образовательных потребностей. Практические методы раскрытия личностного потенциала детей и подростков». Издание предназначено для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, методистов, учителей, преподавателей, педагогов-психологов, учителей логопедов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Редактор Галина Ефимовна Моисеева
Составитель Николай Сергеевич Зыкин
Составитель Юлия Владимировна Мягкова
Корректор Светлана Геннадьевна Еранкина
Корректор Мария Юрьевна Гусарова
ISBN 978-5-0064-0344-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
26 марта 2024 года МАУ ДО детским оздоровительно-образовательным центром «Психолого-педагогической помощи «Семья и школа» совместно с ФГБОУ ВО «Уральским государственным педагогическим университетом» Центр непрерывного образования, г. Екатеринбург была проведена III межрегиональная научно-практическая конференция «Многогранность образовательных потребностей. Практические методы раскрытия личностного потенциала детей и подростков».
С приветственным словом к участникам конференции обратились: начальник Управления образования Верх-Исетского района Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Трекина Татьяна Ивановна и директор МАУ ДО Центра «Семья и школа» Моисеева Галина Ефимовна.
В работе конференции приняли участие более четырехсот учёных, исследователей, практиков и слушателей из различных городов и регионов России и Кыргызстана. Слушатели и спикеры являлись представителями школ, детских садов, Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центров дополнительного образования и детского творчества, ГБПОУ СО «Музыкальное училище им. П. И. Чайковского (колледж)», НКО, клубов, развивающих курсов, а также таких научных учреждений и вузов:
— Центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
— ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет;
— ФГБОУ ВО Уральский гуманитарный институт УрФУ;
— ФГБОУ ВО Курский государственный университет;
— ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет;
— ФГБАУ ВО РУДН НИИ развития мозга и высших достижений;
— Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена;
— ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»;
— ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»;
— ГБОУ «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г. А. Илизарова».
На конференции был обсужден широкий спектр вопросов, касающихся:
1. Психологических аспектов развития современного общества и его влияния на личностное развитие детей и подростков.
2. Психолого-педагогических подходов и технологий сопровождения и коррекции личностного развития детей с ОВЗ.
3. Взаимодействия семьи и системы образования в вопросах раскрытия личностного потенциала детей и подростков.
4. Технологий сопровождения и развития личностного потенциала детей в системе образования
5. Современных техник и технологий профориентации детей и подростков как условия раскрытия их личностного потенциала.
6. Психологических аспектов цифровизации общества. Достижения, потенциал и риски.
В ходе Пленарного заседания с докладами выступили: Приступа Елена Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», г. Москва, Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Руководитель лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования» ФГБНУ «ФНЦ ПМИ» и Калашникова Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования» ФГБНУ «ФНЦ ПМИ», г. Москва. Участники обсудили вопросы социальных и личностных компетенций детей и подростков и влияние социально-стратификационных факторов на отношение родителей к образованию ребенка.
Конференция продолжилась работой трех секций:
— Секция 1. «Вопросы сопровождения и развития детей с ОВЗ». Модераторами секции выступили Мягкова Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории МАУ ДО ЦСШ и Чудинова Ольга Ивановна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАУ ДО ЦСШ.
Программа работы секций по традиции была насыщенной и интересной.
В процессе работы секции было представлено 18 докладов, которые включали в себя как практические, так и научные доклады касаемые вопросов развития и социальной адаптации детей с ОВЗ. В фокусе внимания специалистов, выступавших в секции «Вопросы сопровождения и развития детей с ОВЗ» оказались актуальные вопросы социального и личностного развития детей с ОВЗ, в том числе методами арттерапии. Много докладов было посвящено инклюзивному пространству, как взаимному пониманию и принятию друг друга, коррекции нежелательного поведения и профилактике девиантного поведения у детей с ОВЗ.
Большой интерес вызвали темы, освещающие вопросы нарушения поведения и его коррекцию и арттерапевтические техники (искусство, метафорические карты, танцевальные и двигательные техники) в работе с детьми с ОВЗ и детьми группы риска.
Также в ходе работы секции была задета важная тема и представлены результаты исследований влияния лечения онкологических заболеваний на когнитивные функции школьников.
Участники отметили, что инклюзивное пространство требует больших социальных, эмоциональных, коммуникативных и технических вложений от всех участников.
— Секция 2. «Формирование личностного потенциала детей и подростков: слагаемые успешного будущего». Модератор Ладыгина Марина Анатольевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МАУ ДО ЦСШ.
В ходе работы секции было представлено 16 выступлений, которые включали в себя презентации социальных, педагогических и психолого-педагогических практик в сфере детства. Спикеры секции озвучили важные вопросы практико-ориентированного подхода в развитии личностного потенциала. начиная с дошкольных образовательных организаций, представили лучшие кейсы, а также методические разработки и решения, направленные на улучшение образовательной среды для детей и подростков.
Большой интерес вызвали выступления педагогов из детских садов. Участники секции выразили общее мнение, что базовым возрастом для развития личностного потенциала ребенка является именно дошкольный.
На секции так же было представлены: научное исследование на тему «Связь уровня тревожности с уровнем жизнестойкости у обучающихся среднего школьного возраста», методика «Применение метафорических ассоциативных карт в работе с детьми и подростками». Был проведен мастер-класс на тему сказкотерапия в работе с подростками «Я и мой Герой». Так же очень интересным и полезным было выступление заместителя директора по диагностической работе ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинска на тему «Организация консультативной помощи родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей в условиях ГБОУ ОЦДиК».
Слушатели секции отметили актуальность и содержательность представленных тем и выразили пожелания о продолжении начатой в ходе нее работы, о необходимости дальнейшего сотрудничества.
— Секция 3. «Современные подходы к понятию цифровизации образования и профориентации детей и подростков». Одинцов Арсений Анатольевич, педагог-психолог первой квалификационной категории МАУ ДО ЦСШ.
Программа работы секции включала в себя работу 17 спикеров из 10 регионов России. На секции на основе результатов мультидисциплинарных исследований были предложены подходы, связанные с необходимостью переосмысления проблем образования в ответ на вызовы цифровой эпохи. В соответствии с заявленными целями, на секции были определены перспективные направления анализа возможностей, инструментов, гуманитарного образования в цифровой среде и интеллектуальных технологий. В ходе работы секции определены основные приоритеты и рассмотрены организационно-методические аспекты профориентации и осознанного профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровизации. Были рассмотрены современные тенденции в области профессиональной ориентации и положительный опыт создания условий для профессионального самоопределения обучающихся, представлены методики профориентационной работы с учащимися в формате мастер-классов; технологии информирования о профессиях, профориентационной диагностики и консультирования; форматы взаимодействия в рамках профессионального самоопределения молодежи.
В процессе работы научно-практической конференции были достигнуты поставленные цели. Конференцию следует признать успешной.
Участники Конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы Конференции и изложенные в резолюции, будут содействовать развитию системы образования.
Слушатели и спикеры Конференции выразили благодарность организаторам, а также модераторам и выступающим за личный вклад в профессиональное развитие специалистов психологии образования и совершенствование психолого-педагогических и социальных практик работы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других