В сборник вошли тезисы докладов участников III межрегиональной научно-практической конференции «Многогранность образовательных потребностей. Практические методы раскрытия личностного потенциала детей и подростков». Издание предназначено для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, методистов, учителей, преподавателей, педагогов-психологов, учителей логопедов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Динамика эмоциональных деструкций в подростковом возрасте
Аннотация. В статье уделено внимание психологическим трудностям, эмоциональным деструкциям, а также аффективным расстройствам и нарушениям поведения в подростковом и юношеском возрастах. Представлены данные лонгитюдного и срезового исследования, которое было направлено на выявление возрастной динамики эмоциональных деструкций у старших школьников.
Ключевые слова: подростковый возраст; тревожность; эмоциональный тонус; стресс.
Подростковый возраст является важным этапом в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Психологические трудности, а также эмоциональные (аффективные) расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства подростков. Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза.
Можно считать доказанным, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность [2, с. 14; 3 с. 73]. В основе изменений подросткового возраста лежат мощные биологические перестройки. На поведенческом уровне это проявляется в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности [4, с. 62].
По целому ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Так, изучение 15 тысяч американских подростков в возрасте 14—15 лет посредством Миннесотского личностного теста (MMPI) показало, что вполне нормальные подростки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статистически нормальны [4, с. 105].
Развитие современного подростка происходит в условиях нарастания темпа жизни, урбанизации, информационных перегрузок, адинамии и т. п. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнения. По данным исследований [4, с. 7; 5, с. 18; 6, с. 52; 3, с. 44], у многих подростков наблюдаются эмоциональные состояния, искажающие процесс нормального развития, такие как тревога, стресс, сниженный эмоциональный тонус, агрессивные реакции. В некоторых случаях эти состояния могут привести к глубоким нарушениям личности и поведения. Представляется важным рассмотреть, в чем именно проявляется деструктивность тревожности, стресса, низкого эмоционального тонуса для развития личности в подростковом возрасте.
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу [3, с. 87]. Устойчивым образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией, становясь собственно личностным свойством. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими [1, с. 152]. Таким образом, тревожность как свойство личности маркирует непереработанные неудачи, зафиксированные в негативной Я-концепции подростка, обусловливая ее дальнейшее деструктивное влияние на развитие личности, ее отношений, целей и мотивационных компонентов деятельности.
Эмоциональный тонус предлагается понимать, как интегральный показатель эмоционального и соматического благополучия человека, обусловливающий активную позицию и субъективное ощущение осмысленности жизни [7, с. 41]. Эмоциональный тонус является противоположностью депрессивного состояния, что позволяет рассматривать эти феномены как полюса единой шкалы, отражающей степень ментального, эмоционального и соматического благополучия личности [7, с. 93]. Сопоставляя маркеры проявления тревожности и сниженного эмоционального тонуса, можно предположить, что данные эмоциональные деструкции имеют единство аффективных, когнитивных, физиологических и поведенческих компонентов.
В данной работе применялся комбинированный подход: было проведено срезовое и лонгитюдное исследование. Общая выборка срезового и лонгитюдного исследования составила 194 человека: учащиеся с 8 по 11 класс средней образовательной школы города Екатеринбурга. Из них в лонгитюдном исследовании приняло участие 13 учащихся, которые диагностировались в период обучения в 7, 8 и 10 классах.
Целью исследования было выявление возрастной динамики эмоциональных деструкций у старших школьников.
Для выявления эмоциональных деструкций были использованы следующие методики: методика диагностики реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; методика оценки эмоционального тонуса Е. С. Ивановой [7]; опросник для выявления основных видов стресса «Стресс-ФИЭ» Е. С. Ивановой [4].
Данные лонгитюда и срезовых исследований сравнивались по критерию Стьюдента. Полученные результаты свидетельствуют о том, что различия между ними не являются статистически значимыми. Следовательно, данные эмоциональные проявления являются достаточно константными и характерными для данного возраста. Результаты продольных и поперечных срезов рассматривались отдельно, но отсутствие значимых различий между этими группами испытуемых позволяет обобщенно представить полученные данные, подчеркнув, что тенденции, выявленные в рамках лонгитюдного эксперимента, подтверждаются более объемными показателями возрастных срезов.
По критерию Стьюдента для связанных выборок была исследована лонгитюдная группа на предмет различий между данными продольных срезов. Выявилось, что различия не являются статистически достоверными, т. е. эмоциональные деструкции являются довольно устойчивой характеристикой и мало изменяются в течение подросткового и юношеского возраста. Однако, с помощью однофакторного дисперсионного анализа с повторениями, где фактором выступил возраст, а зависимыми переменными показатели эмоциональных деструкций, в лонгитюдной группе испытуемых были выявлены достоверные различия по реактивной тревожности (F=8,96, P=0,01) и эмоциональному тонусу (F=7,91, P=0,02). Таким образом, с возрастом в обследованной выборке наблюдается положительная тенденция снижения эмоциональных деструкций. Можно заключить, что произошли положительные изменения в интегральном показателе эмоционального и соматического благополучия человека, обусловливающего активную позицию и субъективное ощущение осмысленности жизни.
Полученные данные показывают, что эмоциональные деструкции выше у девушек по сравнению с юношами. Статистическая обработка результатов в обобщенной выборке показала, что у девушек выше уровень стресса и тревожности и ниже уровень эмоционального тонуса. В целом уровень реактивной и личностной тревожности выше у девушек (РТ=25,33, ЛТ=45,25) по сравнению с юношами (РТ=24,62, ЛТ=39,25), что характеризует их как более эмоционально уязвимых, отзывчивых и ранимых.
Эмоциональные деструкции сильнее выражены у учащихся 8-го класса по сравнению с учащимися 9-го, 10-го и 11-го классов. Полученные результаты можно объяснить тем, что данный период является наиболее острым, характеризуется активным процессом соматического и полового созревания, расширением социальных контактов и повышением уровня притязаний на фоне ограниченных возможностей для самореализации подростка в обществе. Уровень стресса у девушек и юношей 11-го класса выше, чем у 10-го и 9-го классов, но ниже чем у учащихся 8-го класса.
Выявлены достоверные различия по коэффициенту Стьюдента между девушками и юношами: в 11-м классе — по показателям личностной тревожности (t=2,08) и физиологического стресса (t=2,76); в 10-м классе — по показателям личностной тревожности (t=2,65), физиологического стресса (t=2,66), общего уровня стресса (t=2,20); в 8-м классе — по показателю личностной тревожности (t=2,65). Таким образом, уровень личностной тревожности и стресса выше у девушек по сравнению с юношами. В целом картина такова, что в 10-м и 11-м классах девушки острее реагируют на стресс, становятся более склонными воспринимать многие ситуации как угрожающие, генерализованно реагировать состоянием тревоги.
Между девушками 8-го и 9-го классов выявлены достоверные различия по коэффициенту Стьюдента по показателю реактивной тревожности (t=-2,50). Девушки 8-го класса характеризуются более высоким уровнем реактивной тревожности, что выражается в напряжении, беспокойстве, нервозности.
С помощью однофакторного дисперсионного анализа с повторениями (фактором выступил возраст, а зависимыми переменными — эмоциональные деструкции) у группы испытуемых, исследованных методом поперечных срезов, были выявлены достоверные различия по реактивной тревожности (F=3,84, P=0,01). Таким образом, можно предположить, что у данных испытуемых существуют различия в эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, которая может быть разной по интенсивности и динамичности во времени.
В целом по выборке можно наблюдать следующую тенденцию: более высокие показатели эмоциональных деструкций в 8-х классах, потом некоторое снижение в 9-м и 10-м классах, затем повышение показателей по эмоциональным деструкциям в 11-м классе. Такие результаты можно объяснить тем, что учащиеся 8-го класса переживают кризис подросткового возраста, а перед выпускниками 11-го класса, в свою очередь, остро встает вопрос выбора жизненного пути.
По коэффициенту корреляции Пирсона в выборке девушек была выявлена взаимосвязь между стрессом и эмоциональным тонусом. У юношей взаимосвязь не достоверна. Аналогично по коэффициенту корреляции Пирсона в выборке девушек была выявлена взаимосвязь между тревожностью и стрессом. У юношей взаимосвязь не достоверна.
Проявление эмоциональных деструкций в подростковом возрасте зависит от многих факторов. К повышению уровня стресса, а также к тревожности и снижению эмоционального тонуса у современных подростков могут привести такие причины, как социальный статус, переезд семьи, отсутствие одного из родителей, изменение уровня жизни, ссоры, развод родителей, негативный психологический климат в семье, а также социально-психологические факторы, связанные с обучением в школе и освоением образовательных программ. Очевидно, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах.
Данная работа была проведена с целью пересмотра и уточнения имеющихся данных об эмоциональном мире современных подростков, что в свою очередь может помочь в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем для стабилизации успешности подростка в учебной и иной деятельности, а также для достижения подростком состояния эмоционального комфорта.
Список литературы
1. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982. —
2007.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности
в детстве: норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.
3. Регуш Л. А. Психология современного подростка. — СПб.: Речь,
2005.
4. Безруких М. М. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Психофизиология
ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии. — М.: Центр «ВЛАДОС», 2000.
5. Малкова Е. Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у
школьников. // Вопросы психологии, 2009, №4.
6. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность:
диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2006.
7. Иванова Е. С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных
особенностей и активного словаря эмоций. // Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. — Екатеринбург, 2007.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других