1. Книги
  2. Общая психология
  3. Галина Ефимовна Моисеева

Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции

Галина Ефимовна Моисеева
Обложка книги

В сборник вошли тезисы докладов участников III межрегиональной научно-практической конференции «Многогранность образовательных потребностей. Практические методы раскрытия личностного потенциала детей и подростков». Издание предназначено для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, методистов, учителей, преподавателей, педагогов-психологов, учителей логопедов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Технология «дерево целей» в формировании духовно-нравственных ценностей дошкольников с ОВЗ по слуху

Бриславская Анна Александровна, учитель-дефектолог,Качалкова Лариса Владимировна, педагог-психолог,МБДОУ детский сад компенсирующего вида №486,г. Екатеринбург, Россия

Аннотация. В данной статье отмечается важность у дошкольников с ОВЗ по слуху формирование духовно-нравственных ценностей, применяя технологию «дерево целей». Данная технология позволяет учитывать индивидуальные возможности, особенности, потребности личности каждого ребенка на протяжении всего дошкольного периода, поддержку их способностей, а также активные формы практического опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, окружающей действительностью.

Ключевые слова: дошкольное детство, духовно-нравственные ценности, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья по слуху, технология «дерево целей».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт определяют образование как целостный процесс обучения и воспитания, обеспечивающий формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными, социокультурными ценностями, правилами и нормами поведения в интересах человека, семьи, общества [3, 5]. Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, рассматривается как приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации [4].

Важно транслировать и оберегать духовно-нравственные ценности, учитывать накопленный культурно-исторический опыт, традиции нашей страны. Мы считаем, что необходимо продолжать формирование и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей в дошкольном периоде.

Целью современного дошкольного образования признается «…разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей», создание условий для самовыражения индивидуальности каждого ребенка и развития в каждом личности, сохранения уникальности и раскрытия потенциальных способностей детей, защиты интересов детства [3]. На этапе дошкольного детства происходит усвоение знаний, социальных норм и правил, культурного, исторического опыта нашей страны.

В настоящее время реализация современных задач воспитания предполагает взаимосвязь общекультурного пространства и духовно-нравственных ценностей. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников с особыми образовательными потребностями по слуху проработана в недостаточной форме, по сравнению с методическим, программным содержанием для массовых дошкольных образовательных организаций. Отсутствие внедрения такой практики приводит к ситуациям изоляции, дезадаптации, возникновению различного рода трудностей в познавательном, социально-личностном, слухо-речевом развитии. Важно подготовить дошкольника с ОВЗ по слуху к положительному процессу социальной интеграции, конструктивному межличностному взаимодействию в социокультурном пространстве.

В дошкольной образовательной организации (ДОО) №486 г. Екатеринбурга для детей с особыми образовательными потребностями по слуху была внедрена технология «дерево целей». Обратимся к теоретическому анализу понятия «дерева целей».

В 1957 г. зарубежные ученые-исследователи Ч. Э. Черчмен и Р. Л. Акофф предложили концепцию «дерева целей», которая представляет собой как упорядочивающий инструмент для формирования элементов общих целевых ориентиров программы и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности. Технология «дерево целей» — структурное, иерархическое представление достижения цели [1].

«Дерево целей» позволяет визуально классифицировать взаимосвязи между различными целями и шагами, необходимыми для достижения в деятельности. Построение цели по такому принципу помогает определить приоритетное направление и эффективно распределять ресурсы, а также измерять и отслеживать прогресс в достижении целей. Каждая ветвь дерева — это подцель, поддерживающая достижение цели более высокого уровня.

Технология предполагает разделение стратегических целей в ситуации с реализованными задачами нижнего уровня, становится средством исполнения задач высокого уровня. Структура дерева обязательно включает в себя основную, первоначальную цель всего проекта, расположенную на вершине. Далее идут подцели первого и следующих уровней, которые составляют ветви дерева.

Воспитательно-образовательная деятельность, реализуемая в ДОО, может быть представлена аналогичной формой, в виде дерева, с множеством ветвей. Дерево в целом, олицетворяет глобальную цель дошкольного воспитания, а ветви — это множество направлений, детальное определение задач разного уровня. Рассматриваемая технология «дерева целей» определяет взаимодействие всех участников образовательной деятельности: специалисты и родители (законные представители) для поддержания достигнутых результатов и за пределами детского сада.

Концептуальные представления детства согласно трудам педагога В. В. Зеньковского определяют духовно-нравственное развитие личности как базовый процесс воспитания, овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение.

В детском саду №486 организовано партнерство с социальными институтами города (детский сад, семья, школа, воскресная школа, городские библиотеки, учреждения культуры (музеи, театры, образовательные выставочные центры). Основные задачи направлены на совершенствование духовно-нравственной культуры, поиск новых форм, методов формирования личностных компонентов всех участников образовательного процесса.

Культура Свердловской области и Урала представляет собой богатый и

разнообразный мир искусства, истории, литературы. Формируя и развивая представления и знания дошкольников о природе, культуре и традиций Урала происходит воспитание чувств любви, уважительного, бережного отношения, патриотизм к Родине, национальное самосознание, духовность.

В дошкольный период происходит установление и развитие нравственных ценностей, морально-этических основ, психологических свойств личности, выражающие отношение к другим: коммуникабельность, забота, доброжелательность, прощение, милосердие. По словам В. А. Сухомлинского, человек должен пройти в детстве эмоциональную школу, воспринимаемую как школу воспитания добрых чувств. В дошкольном возрасте понятие Родина и духовно-нравственное отношение отличается своеобразием, и коррелирует с представлением дошкольника об окружающем его пространстве: дом, природа, улица, детский сад, игрушки. Такие окружающие предметы создают эмоционально окрашенный отклик в душе ребенка.

Дошкольники знакомятся с окружающей природной средой своего региона, страны. По освоению растительного и животного мира дошкольники получают знания на ознакомлении с окружающим, по развитию речи и слухового восприятия, посещают городские парки, зоопарки («Дендрологический парк», «Ботанический Сад Уральского отделения РАН», контактный зоопарк и др.). Общение с природой у детей формирует чувство ответственности, бережливого, уважительного отношения, развитию личностных характеристик.

Одной из образовательной направленности по технологии «дерева целей» познакомить дошкольников с творчеством уральских писателей и художников (П. П. Бажов, В. П. Крапивин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. П. Верещагин, А. К. Денисов-Уральский, Г. С. Мосин и др.) Формами работы являются чтение (адаптированная литература с использованием дактильной азбуки), художественное творчество (рисование), игровая терапия для дошкольников с ОВЗ по слуху («Ковер-самолет», «Волшебные приключения», «Удивительное-рядом»), экскурсии в городские музеи, государственные образовательные институты («Дом-музей П. П. Бажова», «Литературно-мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка», «Театр кукол», «Музей кукол и детской книги Страна чудес», гончарная школа «Колокол» и др.)

Ветви «дерева целей» направлены на возрождение старинных ярмарочных традиций «Новогодняя ярмарка», «Весну красную встречаем», «Как-то на Пасхальной ярмарке», «Широкая Масленица».

При реализации проекта «Я здоровым быть хочу!» был разработан план деятельности на каждый месяц, где педагоги, дети и родители выполняли определенные задания, связанные с правильным питанием, закаливанием, особенностями организации прогулки в разное время года. Далее, по результатам совместной предметно-практической деятельности участники образовательных отношений создавали видеоотчеты с представлением на официальном сайте ДОУ https://486.tvoysadik.ru/ и Вконтакте https://vk.com/club216943518.

Направление работы по формированию успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада по проекту «Легко привыкаем к детскому саду», в котором были определены и расставлены цели, задачи. Формирование и развитие личностных качеств, психологических новообразований, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, что способствует успешному привыканию к новой социальной ситуации развития.

Применение технологии «дерево целей» в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников с особыми образовательными потребностями по слуху позволяет учитывать возможности, особенности, потребности каждого ребенка, поддержку их способностей, и активные формы практического опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, окружающей действительностью. Понимание духовно-нравственных ценностей к концу дошкольного периода значительно расширяется.

Взаимодействие с семьями дошкольников в ДОО реализуется в процессе адаптации к дошкольной среде, различных формах работы (тренинговые родительские встречи, индивидуальные и групповые консультации, организованные игры, праздники, круглые столы, семинары, проекты). В процессе формирования партнерства и организации сотрудничества с родителями происходит достижение психологических задач: развитие родительской компетентности, стимулирование конструктивного семейного межличностного общения, положительного семейного опыта взаимодействия, гармонизация детско-родительских отношений. Таким образом, технология «дерева целей» позволяет прививать детям систему ценностей, обучать основы нравственного поведения, что помогает в формировании гармонически развитой личности, способной адаптироваться в современном социокультурном обществе.

Список литературы

1. Большая российская энциклопедия. Электронный ресурс https://bigenc.ru/c/derevo-tselei-b7d4e2

2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 29 с.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=442993

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273 ФЗ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

О книге

Автор: Галина Моисеева

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я