1. Книги
  2. Общая психология
  3. Галина Ефимовна Моисеева

Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции

Галина Ефимовна Моисеева
Обложка книги

В сборник вошли тезисы докладов участников III межрегиональной научно-практической конференции «Многогранность образовательных потребностей. Практические методы раскрытия личностного потенциала детей и подростков». Издание предназначено для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, методистов, учителей, преподавателей, педагогов-психологов, учителей логопедов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Безопасность школьной среды: психологический аспект проблемы скулшутинга

Демидова Елена Александровна, педагог-психолог,Муниципальное бюджетноеобщеобразовательноеучреждение ЗАТО Видяево «Средняяобщеобразовательная школа №1»,п. Видяево, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассмотрены разные биологические, психологические и социальные факторы, определяющие поведение школьных стрелков. Констатируется, что несмотря на остроту и важность указанной темы, она имеет слабое освещение и изученность в отечественной науке. Проводится анализ мотивов их поведения. Даётся классификация генетически-обусловленных и медицинских факторов, способствующих развитию скулшутинга.

Ключевые слова: скулшутинг, колумбайн, психический тип, психотик, травмированные, травмирующие факторы.

Современное общество стало свидетелем нового и тревожного социального явления: беспорядочных школьных расстрелов, совершенных нынешними или бывшими учениками, которые решили свести счеты со сверстниками. Кульминацией таких перестрелок в Российской Федерации стали: массовое убийство в Пермском государственном университете 20 сентября 2021 г. (погибли 6 и получили ранения 47 человек), стрельба в школе-гимназии №175 г. Казань 11 мая 2021 г. (погибло 9 и 32 человека пострадали), массовое убийство в средней школе №88 Ижевск 26 сентября 2022 г. (погибли 17 человек (11 из них — дети), ещё 23 (включая 21 ребёнка) получили ранения различной тяжести.

Несмотря на остроту и важность указанной темы, она имеет слабое освещение и изученность в отечественной науке. Совокупность работ, с упоминанием, в тексте понятия «скулшутинг» или «колумбайн», составляет 109 научных статей, а реальных исследований вопроса не более 16.

Стоит отметить упрощённый подход отечественной науки к данной проблеме, который направлен на поиск правового поля решения проблемы, или в упрощенном ее понимании. Речь идет об отсутствии четкой классификации причин и попытках объяснения данного явления через компьютерные игры и социальные сети. Сложившаяся ситуация вынудила обратиться к зарубежному научному опыту.

Печальный опыт школы колумбайн активизировал в США целое направление по изучению указанной проблемы. Среди авторитетных исследователей США можно выделить работы Питера Лангмана и Д. Келлнера [3, 4, 5].

Наше исследование начнем с факторов, обусловленных генетикой и здоровьем. При анализе биологических факторов ученые на первое место ставят проблему «мужественности». Школьные стрелки чувствовали себя неполноценно потому, что их дразнили сверстники-мужчины или отвергали сверстницы-женщины. Исследователи проблемы указывают, что «в дополнение к неудачам в подростковом возрасте, они, — по крайней мере, в их собственных глазах — потерпели неудачу в зрелом возрасте». И связывают эту неудачу с их интересом к повышению статуса мужчин. Д. Келлнер описал школьных стрелков, как переживающих «кризисы в мужском обществе, в которых молодые люди используют оружие и насилие для создания ультрамаскулинной идентичности». Таким образом, испытывая чувство ущербной мужественности, они стремятся преодолеть его с помощью насилия [5, С. 503].

К биологическим факторам относится генетика. Биологические или связанные с телом проблемы — это особенности, с которыми преступники родились или приобрели в процессе жизни. Они влияют на развитие личности и самооценку. В частности, проблемы, подрывающие у стрелков чувство мужественности [5, С. 505]. Современные исследования показали, что у мужчин-убийц больше хронических заболеваний и физических недостатков, чем у мужчин, которые не совершали преступлений. В научной литературе обращается внимание и на особенности физиологического развития (врожденные дефекты). Многие из стрелков в детстве имели проблемы со здоровьем, а во взрослом возрасте отличались хрупким телосложением [3, С. 71].

Исследователи связывают осложнения при родах и физические аномалии с агрессивным поведением. Ученые из Дании обнаружили корреляцию между низким весом при рождении и детскими предвестниками психопатии [6].

Врожденные дефекты, факторы, связанные с внешним видом, такие как низкорослость, ожирение или тяжелые угри, а также функциональные проблемы, такие как отсутствие спортивных способностей или плохая координация, импотенция либо угроза бесплодия также оказывают влияние на формировании личности скулшутеров.

Вторую группу биологических проблем составляют — медицинские. В данном случае речь идет о заболеваниях и операциях. Примером влияния здоровья на формирование идеи использовать оружие в учебных заведениях является казанский стрелок Ильназ Галявиев. По данным СМИ, с 2017 года стоял на учете в поликлинике с диагнозом «энцефалопатия» (совокупность симптомов, характеризующих поражение головного мозга и гибель его клеток). У И. Галявиева была обнаружена доброкачественная опухоль, нарушающая кровообращение, что способствовало появлению агрессии и прогрессированию психического заболевания. Стоит отметить, что даже при внешней благополучности и крепком здоровье, человек в

Наличие проблем, связанных с генетикой, телом или физическим здоровьем приводят к деформированию представлений о себе и обществе, что угрожает формированию психических расстройств или восприятию своей мужественности. Это побуждает их искать огнестрельное оружие.

Деференциация психологических особенностей стрелка и их типология встречается в работах Питера Лангмана. На основе его классификации можно выделить три категории стрелков в образовательных организациях: психопатические, психотические и травмированные стрелки. Стоит отметить, что в одном стрелке могут сочетаться разные типы [4, С. 16].

Психопатические стрелки проявляют такие черты, как нарциссизм, отсутствие совести и сочувствия, пренебрежение влиянием своего поведения на других и обман. Хотя некоторые психопатические стрелки были обаятельными и харизматичными, другие были откровенно воинственными и грубыми.

Психотические стрелки чаще всего страдают шизофренией, хотя у других было шизотипическое расстройство личности. В целом, они не полностью соприкасаются с реальностью, чаще всего испытывают психотические симптомы, такие как слуховые галлюцинации, параноидальный бред и мания величия. Они, как правило, имеют серьезные нарушения социального функционирования, что приводит к глубокой зависти своим сверстникам, которые воспринимаются как более счастливые и успешные, которых считают нормальными, живущими счастливой жизнью [3, С. 71].

Травмированные стрелки происходят из семей с хронической и тяжелой дисфункцией. Общие черты их семей включают злоупотребление родителями психоактивных веществ, преступное поведение родителей, домашнее насилие, жестокое обращение с детьми, частые переезды и смену опекунов. В некоторых случаях имеет место сексуальное насилие как дома, так и в других местах (часть стрелков были жертвами насилия, что изменило их представление о себе как о мужчинах) [3, С. 36].

Область психологических проблем включает в себя множество факторов. Семья часто становится ключевым элементом в формировании психики скулшутеров.

Распространению скулшутинга среди психотических стрелков способствует, соперничество между братьями и сестрами. Причиной психотравм может служить и длительная разлука с родителями. Важно признать, что простое психопатическое, психотическое или травмированное состояние не объясняет массового насилия, потому что большинство представителей этих типов не берутся за оружие.

Но не стоит забывать о социальном факторе. Он выступает импульсом для скулшутинга. Пережитый стресс (проблемы с учебой в школе, отказы от военной службы, аресты или другие проблемы с законом, отказы в романтических отношениях, профессиональные неудачи и потери из-за смерти) могут стать спусковым механизмом.

Среди учеников школы и стрелков-студентов (получающих высшее образование или среднее образование) наиболее значительным стрессором являются неудачи в учебе и приближение экзаменов. У стрелков старшей возрастной группы таким фактором являются финансовые трудности [2, С. 48].

Особое внимание стоит уделить факторам внешнего социального воздействия. Оно происходит в нескольких уровнях. Первый уровень, влияния сверстников. Здесь стоит обратить внимание на булинг, разрушающий личность стрелка и его представление о своей «мужественности» [1, С. 164].

Второй уровень внешнего социального воздействия связан с влиянием СМИ и Интернета на личность стрелка. В них стрелки находят образцы для подражания или идеологии, которая поддерживает их насильственные намерения. Это могут быть исторические личности Гитлер или тот же Эрик Харрисон [3, С. 39]. Телевиденье и Интернет играют все большую роль в формировании сознания подростков, подверженных воздействию культа — колумбайн. В социальном аспекте рассматриваемых нами преступлений Интернет-сеть является инструментом для создания определенных культов (групп, интернет-сообществ).

Рассмотренные вопросы позволяют классифицировать факторы возникновения скулшутинга и демонстрируют невероятное их разнообразие. Однако разработать модель личности скулшутера, которую возможно универсально применять для предварительного выявления, невозможно. Указанные в приложении факторы скорее могут служить «красными флажками», с помощью которых возможно формировать «группу особого внимания».

Определить следующего школьного стрелка практически невозможно, но можно определить «группу особого внимания». Выявленные закономерности позволяют определить «группу особого внимания» и сосредоточиться на профилактике причин. От работы психологов, служб медиации, медиков и других по адаптации подростков в школьные коллективы психологического сопровождения и зависит, как часто в будущем будут повторяться подобные трагедии в Российской Федерации.

Список литературы

1. Плотникова В. В., Самойлова С. Ф. Проблема скулшутинга

(колумбайна) в российской науке / В. В. Плотникова, С. Ф. Самойлова // Общество и право. 2021. №2 (76). С. 163—168;

2. Чунин А. С. Феномен скулшутинга в современной России. Правовой

аспект // Обзор. НЦПТИ. 2020. №3 (22). С. 48—52;

3. Why Kids Kill: Inside the Minds of School Shooters is a book by Peter Langman, published by Palgrave Macmillan, New York City, NY in 2009 [Электронный ресурс]. — URL https://amok.fandom.com/wiki/Why_Kids_Kill (дата обращения: 18.01.2024);

4. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult

Perpetrators is a book by Peter Langman, published by Rowman & Littlefield, Lanham, MD, in 2015. [Электронный ресурс]. — URL https://schoolshooters.info/school-shooters-book (дата обращения: 04.02.2024);

5. Kellner, D. (2013). «School Shootings, Crises of Masculinity, and the

Reconstruction of Education: Some Critical Perspectives.» In School Shootings: International Research, Case Studies and Concepts for Prevention, edited by Nils Bockler, Thorsten Seeger, Wilhelm Heitmeyer, and Peter Sitzer, New York: Springer, pp. 497—518. [Электронный ресурс]. — URL https://www.researchgate.net/publication/299508953 (дата обращения: 07.02.2024);

6. Электронный ресурс. — URL https://www.apa.org/pubs/reports/gun-

violence-report. pdf (дата обращения: 19.02.2024).

О книге

Автор: Галина Моисеева

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я