1. Книги
  2. Общая психология
  3. Галина Ефимовна Моисеева

Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции

Галина Ефимовна Моисеева
Обложка книги

В сборник вошли тезисы докладов участников III межрегиональной научно-практической конференции «Многогранность образовательных потребностей. Практические методы раскрытия личностного потенциала детей и подростков». Издание предназначено для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, методистов, учителей, преподавателей, педагогов-психологов, учителей логопедов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Опыт работы учителей-логопедов по коррекции грамматического строя речи у обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Голунова Оксана Олеговна, учитель-логопед, ВКК,Леготина Кристина Евгеньевна. Учитель-логопед, IКК,Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43 общеразвивающего вида», г. Полевской, Россия

Аннотация. В статье представлен опыт работы учителей-логопедов МБДОУ «Детский сад №43 общеразвивающего вида» г. Полевского по коррекции грамматического строя речи у детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Кроме традиционных методов работы результативными стали такие формы работы в объединении, как проект «Детская научно-практическая конференция» и «Фестиваль чтецов».

Ключевые слова: детский сад, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция, грамматический строй.

В настоящий момент перед дошкольным образованием ставятся задачи по оказанию квалифицированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), в т.ч. в части коррекции речевых нарушений. Что будет способствовать успешной социализации данной категории детей в современном мире и становления значимыми гражданами своей страны. Современные дети много времени проводят в гаджетах, меньше общаются «офлайн», т.е. традиционным способом, поэтому устная речь стала беднее, упростилась до междометий, односложных нераспространённых предложений. Логопеды в детских садах могут наблюдать то, что грамматический строй речи в данном случае уподобляется элементарному согласованию в числе и роде, в то же время формируется с большим трудом.

В объединении МБДОУ ПГО «Детский сад №43 общеразвивающего вида» работают 3 учителя-логопеда, функционируют 7 групп комбинированной направленности, всего 56 обучающихся с ОВЗ. На сопровождении учителей-логопедов в МБДОУ ПГО «Детский сад №43 общеразвивающего вида» в зависимости от нагрузки специалиста ежегодно находится от 15 до 29 обучающихся дошкольного возраста. Их них с ОВЗ — 70% от всех зачисленных на оказание логопедической помощи. Большинство обучающихся с ОВЗ имеют рекомендации ПМПК по обучению по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР), чуть меньше — с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР) и т. д. Независимо от первичности дефекта в структуре речевых нарушений у детей нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, слоговая структура и фонематический слух, недостаточно развит словарный запас и связная речь. Нарушение грамматического строя речи выражается в рассогласованности взаимодействия слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.

В нашем детском саду имеется значительный опыт по коррекции грамматического строя речи у дошкольников, в т.ч. с ОВЗ. В арсенале учителей-логопедов достаточно дидактического материала для развития грамматического строя речи. Это классические упражнения для тренировки употребления существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; согласование прилагательных с существительными единственного числа; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление глаголов в форме единственного и множественного числа; образование названий детенышей животных и употребление числительных 2 и 5 с существительными. В рамках каждой лексической темы отрабатываются вышеперечисленные задачи, согласно возрасту. Например, в лексической теме «Дикие животные» применяются игры на липучках: «Один — много», «Большой — маленький» и «1,2,5» с помощью которых дети учатся и отрабатывают навык называть «один медведь — много медведей» или «1 белка, 2 белки, 5 белок». Также важно научить детей изменять название взрослого животного так, чтобы получилось название детеныша, например, «лиса» — «лись» + «онок», «волк» — «волк/ч» + «онок», «медведь» — «медвед/ж» + «онок» и т. д. В лексической теме «Фрукты, ягоды» дети играют с карточками и считают «1 банан, 2 банана, 5 бананов» или «1 помидор, 2 помидора, 5 помидоров». В теме «Деревья»дети учатся называть «большое дерево — маленькое деревце»и т. д. В виду того, что дети с ОВЗ с трудом осваивают грамматические нормы речи, еще труднее переносят полученные навыки в самостоятельную речь, поэтому важно закреплять их в других видах деятельности, для этого привлекать педагогов и родителей.

Кроме перечисленных методов в МБДОУ «Детский сад №43 общеразвивающего вида» реализуются проекты: «Детская научно-практическая конференция» и «Фестиваль чтецов». Данные проекты реализуются в нашем объединении на протяжении нескольких лет, регламентированы положениями, курируются учителями-логопедами. «Фестиваль чтецов» организуется и проводится специалистами сопровождения с целью повышения качества речевого развития детей, формирования интереса детей к художественному слову, с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтического слова, в т.ч. для отработки полученных на логопедических занятиях навыков на публике. «Детская научно-практическая конференция» проводится с целью создания условий для интеллектуального и творческого развития детей старшего дошкольного возраста, привлечения общественного внимания к развитию интеллектуального потенциала подрастающего поколения и аналогично с фестивалем является хорошей площадкой для демонстрации детьми, в т.ч. с ОВЗ, речевых успехов.

Всего на сопровождении в 2022—23 уч. году и 2023—24 уч. году у двух учителей — логопедов Голуновой О. О. и Леготиной К. Е. находилось 28 детей с ОВЗ. Из них с ТНР — 9 человек, с ЗПР — 19 человек. По итогам коррекционной работы у каждого ребенка получился индивидуальный результат, в силу различных факторов: частоты посещения, сложности структуры нарушения, помощи родителей, сопутствующего медикаментозного лечения и т. д. Динамика грамматического строя речи, как и остальные параметры, измерялась по количественному мониторингу Быховской А. М., Казовой Н. А. общего и речевого развития детей с ОНР (1—3 балла, где 1 балл — навык не сформирован, 3 балла — навык соответствует норме).

Результаты в коррекции грамматического строя речи обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ (средний показатель)

Количественный данные участия обучающихся, в т.ч. с ОВЗ в проекте объединения

«Фестиваль чтецов»

Количественный данные участия обучающихся, в т.ч. с ОВЗ в проекте объединения

«Детская научно-практическая конференция»

Таким образом, учителя-логопеды МБДОУ ПГО «Детский сад №43 общеразвивающего вида» в полной мере решают задачи, поставленные перед дошкольным образованием, в части подготовки к школе выпускника с максимально скорректированным грамматическим строем речи. При этом использование разнообразных методов коррекции и социализации позволяет сделать этот процесс более эффективным.

Список литературы

Быховская А. М., Казова Н. А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.

О книге

Автор: Галина Моисеева

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я