В сборник вошли тезисы докладов участников III межрегиональной научно-практической конференции «Многогранность образовательных потребностей. Практические методы раскрытия личностного потенциала детей и подростков». Издание предназначено для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, методистов, учителей, преподавателей, педагогов-психологов, учителей логопедов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Проектная деятельность в объединениях по художественной направленности как фактор формирования заинтересованности участников учебного процесса»
Аннотация. В статье предложены и охарактеризованы пути повышения мотивации профессионально — педагогической деятельности педагога. Показаны конкретные приёмы проектной технологии, которые позволят достичь необходимого результата учебного процесса.
Ключевые слова: проектная деятельность, педагогическая целесообразность, метод проекта, творческий проект.
Мир детства уникален и неповторим. Впечатления детства откладываются в памяти людей навсегда, и потому так важно, чтобы маленький человек, вступающий в жизнь, делающий робкие шаги по бесконечной лестнице познания себя и мира, преодолевал эти ступеньки с радостью и удовольствием. И первым помощником в воспитании и обучении детей является их творческая деятельность. Помогая ребенку войти в мир творчества, мы делаем жизнь маленького человека интересней, насыщенней позволяя постигнуть ему тайны художественного ручного мастерства.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня, практически в неискаженном виде для постижения духовно-художественного мира. Поэтому возникает потребность в сохранении и популяризации дополнительных образовательных, общеразвивающих программ по художественной направленности и объединений (кружков) по декоративно-прикладному творчеству. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре, истокам народного творчества, истории, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, развитию личности, креативного мышления открывая их творческие способности.
Один из основных требований в системе дополнительного образования в современных условиях — это повышение гибкости и мобильности, а также создание вариативности в реализации образовательных систем, учет индивидуальных запросов, личных возможностей и потребностей участников образовательного процесса. Применяя в свою работу использование новых методов, материалов, технологий, педагог может добавлять и корректировать темы в своей образовательной программе. Таким образом, повышая свой педагогический опыт, расширяя свой кругозор, совершенствуя программу, педагог повышает заинтересованность детей и родителей к своему кружку.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, век технологий. Исходя, от этого меняется и роль современного педагога — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке.
Педагогическая целесообразность: моей программы предусматривает развитие у детей навыков, которые могут быть востребованы в будущем. Эти навыки называются навыками XXI века. «Гибкие навыки» или soft skills определяют систему из четырех ключевых навыков «4К»: Коммуникация, Критическое мышление, Креативность, Командная работа. Необходимо также развивать у детей «твердые навыки» или hard skills, которые приобретаются в процессе обучения. Успешно развивать навыки можно, в том числе с помощью проектного обучения. Данное направление работы соответствует целям и задачам инновационного проекта учреждения по теме «Проектная деятельность в дополнительном образовании как один из технологий по созданию творческой среды для детей». Оно является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
При использовании в обучении метода проектов в корне меняются отношения педагог-учащийся.
Совместная творческая деятельность в объединении над проектами гармонично дополняет образовательный процесс, повышает заинтересованность участников учебного процесса по художественной направленности «Море идей». И она позволяет развитию 4К в более комфортных для этого условиях, так как учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время. Обучение организуется на добровольных началах всех сторон: дети, родители, педагог. Психологическая атмосфера в группе носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами. Так же детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий.
В объединении в этом 2022—23 учебном году работают три основных проекта это:
— Социальный интегрированный проект «Добро без границ»
проект работает с ноября месяца, главной задачей проекта является воспитание гражданина своего государства, важнейшей составляющей процесса воспитания является формирование и развитие патриотических чувств, ответственности и сострадания. Наш проект стартовал с благотворительного мероприятия совместно с ЦНТ «Вдохновение» нашего поселка «Мы едины!» приняли участие благотворительном концерте и выставке прикладного творчества. Между тем, педагогический коллектив нашего учреждения, предложил организовать благотворительное мероприятие, новогодний утренник «Приключения Маши и Вити» для детей, мобилизованных СВО и детей с ОВЗ и инвалидностью, нашу идею поддержала администрация МО п. Кысыл — Сыр и они приобрели каждому ребенку новогодние подарки. Силами коллектива собрали гуманитарную помощь и приняли активное участие в акции «Письмо солдату». В дальнейшем планируем участвовать волонтерской акции «Делай добро» семьям военнослужащих СВО.
— Творческий проект «Подарки своими руками» он реализуется
ежегодно в течении учебного года, во всех группах объединения с охватом 37 детей. В преддверии каждого календарного праздника, мы по желанию детей, индивидуально, часто группой начинаем искать новые идеи, эскизы, мастер-классы будущих работ. Это их очень увлекает, стимулирует, повышает познавательный интерес, творческую активность и самостоятельность. Подарки, сделанные своими руками, особенно приятны, ценны тем, что поднимают настроение, передают им положительные эмоции и чувства удовлетворенности, мастерства и самодостаточности. Актуальность и цель этого проекта дает педагогу сохранность контингента обучающихся, заинтересованность и сотрудничество родителей в творческой деятельности объединения, совместную организацию новой интересной работы, знакомство с новыми материалами и современными технологиями. Соответственно появляются новые изделия, коллективные работы для участия в конкурсах, выставках по декоративно-прикладному творчеству.
— Творческий проект «Стилизованные якутские украшения» в нем
участвует группа по проектной деятельности, после освоения и окончания трех летнего учебного процесса образовательной программы. Идея этого проекта началась с мастер-класса по изготовления кулона «Харысхал (оберег)» из тесьмы искусственной кожи, техника изготовления не сложная, но требующая аккуратности, внимания, творческой фантазии и усидчивости. Основными задачами проекта являются: ознакомление, изучение с историей традиционных якутских национальных женских украшений, с орнаментом и их функциональными значениями. И так же повысит уровень конкурентно способных, качественных изделий для участия в выставках и конкурсах разных уровней. Предложенный педагогом проект поддержали родители, составили эскизы, смету расходов, приобрели материалы и инструменты для будущих работ. Этот проект заинтересовал не только детей и даже две мамы изъявили желание посещать занятия и осваивать эту технику. Потому, что это модные стилизованные аксессуары, выполненные в традиционном стиле из доступных современных материалов, из которых изделия получаются красивыми, модными, креативными которые актуальны в наше время.
Метод проектов в руках педагога дополнительного образования есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого осуществляется лично — деятельностный подход. И в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначения своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, аккумулировать творческий потенциал. Проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности и творческих способностей. И соглашусь, что это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в моем кружке и является основным из факторов формирования заинтересованности участников учебного процесса.
Список литературы
1. Дебердеева Т. Х., Новые ценности образования в условиях
информационного общества// Инновации в образовании. 2005. №3.
Электронные ресурсы:
1. Денежко Л. А., Прикладное творчество как средство развития
творческой активности детей: статья опубликовано 28.12.2016 — 3:51: https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2016/12/28/prikladnoe
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других