1. Книги
  2. Общая психология
  3. Галина Ефимовна Моисеева

Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции

Галина Ефимовна Моисеева
Обложка книги

В сборник вошли тезисы докладов участников III межрегиональной научно-практической конференции «Многогранность образовательных потребностей. Практические методы раскрытия личностного потенциала детей и подростков». Издание предназначено для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, методистов, учителей, преподавателей, педагогов-психологов, учителей логопедов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Развитие личности детей с ОВЗ посредством приобщения их к участию в конкурсах

Боровикова Любовь Николаевна, воспитательСмирнова Оксана Валентиновна, воспитательМАДОУ №44 «Веселые нотки»,ГО Северодвинск Архангельская область, РФ

Аннотация. Статья посвящена обзору проблем развития личности детей с ОВЗ. Освещены возможности дошкольной ОО как центра помощи семье в воспитании «особого» ребенка и как связующее звено с социумом для преодоления их отрицательных представлений.

Ключевые слова: личностный потенциал, дети с ОВЗ, участие, конкурсы.

«В каждом ребенке есть солнце,

только дайте ему светить».

Сократ

Развитие личности — процесс физического, эмоционального, интеллектуального, духовного становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов:

— Генетика и наследственность.

— Среда и воспитание.

— Образование и стимулирование.

— Социальные взаимодействия.

— Культурные и социальные факторы.

— Эмоциональная поддержка со стороны значимых взрослых.

— Стимулирование интересов и способностей.

В условиях современного мира особое значение имеет проблема личностного развития детей с ОВЗ. Инвалидность ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Часть родителей пытается изолироваться от общества, тем самым лишая себя и своего ребенка взаимодействия с другими людьми, лишая практики межличностных взаимоотношений.

Психологи выделяют 4 наиболее трудных, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих ребенка с ОВЗ:

— Момент выявления врачами факта нарушения развития ребенка.

— Старший дошкольный возраст (5—7 лет). Страх родителей как ребенок будет учиться в школе.

— Подростковый возраст ребенка. Осознание ребенком своей инвалидности.

— Старший школьный возраст.

Также можно выделить общие трудности при общении детей с ОВЗ со сверстниками:

— трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка;

— трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация и др.);

— трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями. На поведение человека в обществе существенно влияют его мысли и представления о самом себе, своем внешнем виде, своих способностях и возможностях, ошибках и неудачах.

Первой ступенью социализации детей вне семьи становится дошкольное учреждение. Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад — это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка; может стать социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. Цель ДОО для ребенка с ОВЗ — помочь стать более уверенным в себе, развить свои способности и потенциал, научиться эффективному взаимодействию с другими людьми. Этого невозможно достичь без объединения усилий всех участников: ребенка, его семьи, педагогов образовательной организации, детей-сверстников, социума. Поэтому мы выделяем следующие направления работы:

— Работа с семьей ребенка с ОВЗ в рамках психологической адаптации к особым потребностям ребенка, гармонизации отношений и взаимоотношений в семье. Необходимо вовлекать родителей в совместную деятельность с другими детьми и их родителями, позволить им иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии. Попробовать научить родителей воспринимать ребенка с ОВЗ как ребенка со скрытыми возможностями. Да, ребенок не такой как все. Но у него есть способности, он тоже может быть успешен.

— Работа с ребенком с ОВЗ: необходимо формировать у детей уверенность в себе и своих силах, а также позитивное отношение к себе и к окружающему миру. «Я тоже умею, я способен, я тоже люблю, я могу научиться».

— Работа со сверстниками: сформировать толерантное отношение внутри группы сверстников и их семей к ребенку с ОВЗ. Научить жить и взаимодействовать детей в едином социуме через организацию совместной деятельности. Показать, что все дети разные, с разными возможностями. Это взаимодействие одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

— Работа с социумом: информировать общество о проблемах детей-инвалидов и их семей. Показать, что дети с ОВЗ такие же дети. Ведь ребята с безграничными возможностями, как и их сверстники, мечтают жить полноценной жизнью.

Наше образовательное учреждение посещают дети с патологией ОДА. На первой ступени (младший дошкольный возраст) большое внимание уделяем работе с семьей (снятие тревожности, готовность к общению, сотрудничеству во благо ребенка, отход от гиперопеки ребенка). У детей формируем самостоятельность в самообслуживании, учим взаимодействовать со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте необходимо подготовить детей и родителей к переходу на новую ступень — расширить контакты с социумом.

Наперекор высказыванию А. С. Макаренко, что «личность не воспитывается по частям, она создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается», мы остановимся только на одном из направлений: — вовлечение детей в досуговую деятельность — участие в мероприятиях, позволяющих раскрыть их личностный, интеллектуальный, творческий потенциал. Главная цель — дать почувствовать детям свой успех, получить важный положительный опыт, воспоминания о котором помогут им более уверенно идти по жизни, общаться с людьми.

В нашем учреждении ежегодно проводятся различные мероприятия. Одни из самых теплых и востребованных родителями «Лучше всех» (с 2020 г.), «Радужная ярмарка», на которых дети и их родители могут показать свои таланты.

Расширяя окружение детей с ОВЗ и их родителей, мы выстраиваем

тесное сотрудничество с нашими социальными партнерами:

— МБДОУ №66 «Беломорочка», МБДОУ №49 «Зеленый огонек»,

— ГБУ АО «Северодвинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Ручеек»,

— МБС «Мир знаний»,

— МБОУ ДО «Детско-юношеский центр»,

— МАОУ ДО «Детский центр культуры»,

— Центр культурных и общественных мероприятий (ЦКиОМ),

— АОДБ им А. П. Гайдара (г. Архангельск),

— ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова».

Участие в различных мероприятиях, связь с социальными партнерами — это способ заявить окружающему миру о себе, занять свое место в нем, показать, что ребенок с ОВЗ тоже хочет быть востребованным.

Дошкольники в течение нескольких лет принимают участие в мероприятиях спортивно-оздоровительного направления. С 2014 года на базе МБДОУ «Беломорочка» ежегодно проходит городская Спартакиада для детей с ОВЗ, а с 2017 года реализуется городской проект социально-физкультурной направленности по инклюзивному воспитанию дошкольников «Давайте дружить». Это большие добрые спортивные праздники для детей, потому что в силу сложившихся обстоятельств они не могут заниматься в городских спортивных секциях. А здесь, в окружении сверстников, дошкольники могут проявить себя.

Нашей доброй традицией стало принимать участие в областном фестивале инклюзивного творчества «Добрый лучик» (Ручеек), концертах «Мы сами» (под патронажем САФУ). Эти общественные мероприятия, в которых принимают участие дошкольники с ОВЗ со своими сверстниками, показывают общественности, что дети хотят участвовать и получают от этого удовольствие.

Также выстроена тесная связь с АОДБ имени А. Гайдара (город Архангельск). Библиотека ежегодно организует областной конкурс для детей с ОВЗ, устраивает целый праздник участников и их родителей при подведении итогов. Дети учатся не бояться публики, выступать перед большим количеством зрителей.

Для развития творческих способностей дети с ОВЗ наравне со здоровыми детьми участвуют в индивидуальных конкурсах декоративно-прикладного творчества.

Участие дошкольников с ОВЗ в разных мероприятиях и их успех, принятие детей социумом помогает снять тревожность родителей и сформировать у детей позитивное отношение к себе и окружающему миру на пороге в школу.

Список литературы

1. Ахмедов И. Психология развития ребенка: ключевые этапы и факторы, влияющие на развитие личности // https:www.b17.ru/blog/378870/

2.Иванова Н. В., Бардинова Е.Ю, Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. — : ТЦ Сфера, 2008г.

3. Клыбин А. Ю. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Педагогические технологии» — Н. Новгород, ВГИПА, 2003. — 67 с.

4.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике / Т. В. Резниченко, А. Ю. Карнаушенко, О. Ю. Сочнева //Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Международной научной конференции-Краснодар: Новация, 2019. — С.18—21

О книге

Автор: Галина Моисеева

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я