В сборник вошли тезисы докладов участников III межрегиональной научно-практической конференции «Многогранность образовательных потребностей. Практические методы раскрытия личностного потенциала детей и подростков». Издание предназначено для руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, методистов, учителей, преподавателей, педагогов-психологов, учителей логопедов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Аннотация. Актуальность данной статьи определена тем, что в настоящее время в общеобразовательных школах ежегодно увеличивается численность обучающихся детей с ОВЗ, которые в силу ряда причин испытывают трудности при изучении учебного материала, общении со сверстниками и взрослыми, вхождении в школьный коллектив, что приводит к возникновению у них дезадаптации. Общеобразовательные школы, обладая разнообразными ресурсами, способны через их внедрение в деятельность системы психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с ОВЗ решить проблемы, связанные с получением им качественного образования и интеграцией в социум.
Ключевые слова: сопровождение, обучающийся с ОВЗ, адаптация, образовательные учреждения, организация, педагог-психолог, тревожность, дезадаптация, система психолого-педагогического сопровождения, мотивация, «особый» ребенок, образовательная среда, модель психолого-педагогического сопровождения, массовая школа, инклюзивная школа.
В 2018—2019 учебном году «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом» города Каменска — Уральского вошла в региональный проект поддержки школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, а в 2020 — 2021 учебном году в проект «500+», став частью федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование». Также наша школа входит в группу школ ШАНС с низкими образовательными результатами. Участие в данных проектах, для нас не проходит бесследно… Школа развивается… Действительно, учреждение работает в сложных социальных условиях, но, несмотря на это, количество обучающихся увеличивается с каждым годом.
Программа развития нашей школы была направлена на преодоление внутренних проблем.
— Оптимизация внутренних ресурсов школы.
— Активная работа узких специалистов для организации психолого — педагогического сопровождения детей, находящихся в сложной жизненной ситуации и детей с ограниченными возможностями здоровья.
На данный момент времени в зависимости от ряда причин, наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья и нам необходимо понимать, что каждому ребёнку нужно создавать такие условия для его развития, которые будут учитывать все его потребности и индивидуальные особенности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья — это комплексная методика психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны специалистов различного профиля, как ребёнку, так и его родителям в решении специальных задач, связанных с обучением, воспитанием, развитием и социализацией. После анализа результатов, мы разработали карту основных приоритетов, которые и составили основу программы «Школа равных возможностей». В ней мы выделили две составляющие: это «Успешная личность», связанная с потенциалом наших обучающихся, и «Учитель-профессионал», направленная на использование ресурсов педагогического коллектива.
Подпрограмма «Успешная личность». Цель: Повышение учебных и внеучебных достижений обучающихся: то есть создание условий для индивидуального сопровождения обучающихся с различными возможностями и склонностями, для повышения их учебной мотивации, активизации взаимодействия школы с родителями, социумом, общественностью, вовлечение их в деятельностное участие в жизни школы.
Задачи подпрограммы:
— обеспечить доступное качественное образование в соответствии с
требованиями ФГОС для всех групп обучающихся;
— создать и реализовать модель деятельности школы как образовательной
организации, обеспечивающей возможности всестороннего развития личности;
— создать образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья,
социальной комфортности, безопасности участников образовательного процесса;
Что нам дала работа по данной программе?
— приём детей с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК;
— школа реализует адаптированные основные общеобразовательные
программы для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов (7.1, 7.2., 6.3, 6.4. с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями));
— в целях обеспечения успешного освоения детьми с ОВЗ в полном
объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают квалифицированные специалисты 3 учителя — логопеда, 3 педагога-психолога, 3 учителя-дефектолога);
— работает психолого-педагогический консилиум по сопровождению
данной категории обучающихся;
— ведутся индивидуальные карты учета динамики и развития
обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
— для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в школе
проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
— в системе внеурочной деятельности дети-инвалиды и дети с ОВЗ
принимают участие по мере своих возможностей.
— в школе создан детско-родительский клуб «Вместе».
— выиграно два гранта:
— на открытие сенсорной комнаты, что так необходимо нашей школе;
— на реализацию проекта «Хочу! Могу! Буду!» по профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Работая с детьми с ОВЗ, наша школа постоянно развивается в данном направлении, на следующие 2 года 2024 — 2025, нами разработана новая программа психолого-педагогического сопровождения: «Школа для всех и для каждого».
Цель программы: Создание условий для решения задач неадаптивной социализации и творческой самореализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом».
Задачи программы:
1.Анализ условий образовательной среды учреждения для вовлечения детей с ООП в процесс обучения, социализации, творческой самореализации, ранней профориентации.
2.Расширение образовательной среды посредством активной адаптации и социализации, обучающихся с особыми образовательными потребностями в социум, через адаптивную физическую культуру и участие в мероприятиях Специальной олимпиады в Свердловской области.
Предмет программы: неадаптивная социализация при работе с обучающимися имеющими особые образовательные потребности (ООП) в условиях общеобразовательной организации.
Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным социальным вызовам, является актуальным для системы образования, так как на сегодняшний день все большее значение начинает приобретать «неадаптивная социализация» на основе обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями методам социального проектирования, самоопределения, выдвижения общественных инициатив и диалогового обучения. При работе с обучающимися имеющими ООП необходимо внедрять новые образовательные технологии, а также максимально взаимодействовать с системой дополнительного образования.
На сегодняшний день в Основной школе №27 обучается 388 учащихся, из них 309 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. А именно: 191 человек — обучающиеся с задержкой психического развития (49,2%), 22 человека — дети инвалиды (5,7%), 2 человека с НОДА (0,5%), 109 человек — дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, вариант 1), (28,1%), 6 человек — дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, вариант 2), (1,5%), 1 человек с РАС (0,25%), Но, несмотря на всю проводимую работу, изменение материально-технических условий расширение спектра дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, решение задач адаптивной социализации обучающихся с ООП остаётся актуальным для нашей школы. Создание условий для реализации прав и гарантий детей с особыми образовательными потребностями является одной из первоочередных задач развития образования в Основной школе №27. Не смотря на внешние условия (школа принимает обучающихся со всего города, в основном это дети их неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей), обучающиеся с ООП показывают стабильные результаты освоения образовательных программ.
Практическая значимость программы: дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания — максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно. Качество системы образования детей с ООП в Основной школе №27 определяется индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, поскольку для каждого «особого» ребёнка характерно наличие своей собственной проблемы, которая мешает ему вести полноценную жизнь. Основной целью обучения детей с ООП в школе является достижение каждым ребёнком, который причислен к этой категории, максимального уровня образования и развития, активация у него стремления к познанию окружающего мира. А также формирование и развитие из них полноценных личностей, которые станут неотъемлемой частью нового социума. Неадаптивная социализация предусматривает обеспечение в образовательном процессе «возможности создания ребёнком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях». В заключении хотелось бы ещё раз отметить, что психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, это неотъемлемая часть педагогического процесса воспитания и обучения детей. Оно играет огромную роль в социализации ребенка в обществе и его дальнейшего развития личности. Ведь дети ждут нашей помощи, а педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и педагоги-психологи просто не могут отказать им в этом. Познание индивидуальности школьника, его потребностей, творческого потенциала — это главное направление работы психолого-педагогической службы в учебно-воспитательном процессе. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество — это задача всех и каждого.
Список литературы
1.Андреевских С. Г. Школа для всех // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» / под ред. Ануфриева С. И., Ахметовой Л. В. Томск, 2008. — 70 с.
2.Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями) — Вход свободный: http://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тезисы докладов и сообщений участников III межрегиональной практической конференции» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других