1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. Ракитин Кирилл

Качели

Ракитин Кирилл (2024)
Обложка книги

Егор учится в школе и мечтает стать писателем. Он посещает занятия в литературном кружке, но выполняя задания наставника, в своих фантазиях он настолько оторвался от реальной жизни, что это начинает вызвать тревогу у его родителей. Однажды вечером Егор случайно знакомится на улице с маленькой девочкой, которая, несмотря на дождь и позднее время, отказывается возвращаться к себе домой и просит Егора забрать её с собой. Егор, неожиданно для себя, соглашается. Родители мальчика изумлены его поступком, но узнав историю девочки, решают принять участие в её судьбе, полагая, что это пойдёт на пользу и их сыну. Последовавшие за этим драматические события вынуждают Егора окунуться в настоящую реальность, и меняют его взгляды на жизнь в целом. Через дружбу с своей необычной знакомой, через её талант и собственные размышления происходит взросление мальчика, его становление и как человека, и как писателя.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Качели» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 11

Егор снова и снова переворачивал страницы Таниного альбома, вглядываясь в её рисунки. Таня уже час как спала, да и самому Егору давно было пора «в царство Морфе́я», как любил говорить его отец (иногда, якобы случайно, подменяя «Морфе́я» на «Мо́рфия», что каждый раз вызывало негодующие восклицания со стороны его супруги). Накануне они с Таней допоздна обсуждали возможные судьбы героев ещё не написанного рассказа, и уже тогда она пыталась делать какие-то наброски, но Нина Сергеевна, указав на часы, решительно прикрыла, хоть и не с первой попытки, «этот домашний филиал литклуба», разогнав детей по своим спальным местам. Сегодня же Таня, посетив с утра маму, весь остаток дня просидела за своими рисунками, и вот теперь Егор уже который раз смотрел на них, пытаясь сложить в голове сложную мозаику из их разговоров, Таниных рисунков и своих представлений о том, что следует писать далее.

— Егор, это же «твой» мальчик; значит ты должен знать, почему он назначил сам себе такое испытание случаем, — говорила ему Таня, не отрываясь от своего альбома.

— А это зависит от того, что мы хотим сочинить, — отвечал ей Егор, заложив руки за голову и прохаживаясь по комнате. — Если короткий рассказ, то достаточно будет фразы «он верил в Судьбу», а если повесть, то нам нужно придумать, почему он в неё верит. Например, с ним случилось какое-то необычайное происшествие, когда странным образом совпали какие-то события, казалось бы, никак друг с другом не связанные.

— Как это? — не поняла Таня.

— Скажем, он смотрит кино про ковбоев, затем представляет себя таким ковбоем, а на следующий день мимо него на улице скачут всадники на лошадях. Ну то же кино снимается. Или ещё драматичнее; он видит знакомого на другой стороне улицы, решает перейти к нему, и, стоит ему отойти с того места, где он стоял, как туда падает дерево, столб с проводами под напряжением. Или он из всех билетов к экзамену выучил лишь два-три, и именно они ему и попадаются. и т.д. и т.п. Забыл взять из дома какую-то вещь, возвращается, и именно в этот момент на его глазах прорывает трубу, и он сразу перекрывает кран. Наклоняется завязать шнурок на улице, и перед ним падает с крыши сосулька. Выигрывает в шуточной лотерее кепку с надписью «Победа», а на следующий день родители покупают билеты на корабль с таким же названием. А ещё бывают «вещие сны», сбывшиеся предсказания и иная чертовщина.

И вот этот мальчик, встречаясь с такими случаями, начинает верить в судьбу; в то, что случайности не случайны. И встретив девушку, которая ему нравится, он решает положиться на случай. Мол, если он сведёт их ещё раз — значит это судьба. Он верит в это, понимаешь? То, что другим людям представляется странным или глупым, для него является непреложной истинной. Аксиомой, не требующей доказательств. Вы ведь проходили уже, что такое аксиома?

— И всё равно мне кажется это глупым. Люди мечтают встретить свою «половинку», и далеко не каждому это удаётся. А этому юноше судьба, в которую он так верит, возможно, как раз и послала его единственную, а он решил сыграть со своей судьбой в «орёл и решку». А самое дурацкое, что в случае выигрыша ничего для него не поменяется, а в случае проигрыша он может проиграть всё. Очень глупо.

— А может он романтик? — вопросительно поднял брови Егор.

— А может он дурак? — в тон ему сердито ответила Таня.

Егор рассмеялся;

— Мы же не станем ссорится из-за ерунды? Правда?

— Это не ерунда! — возразила Таня, — это позиция. Жизненная.

— Хорошо, — согласился Егор, усаживаясь на диван, — давай обсудим это. Но ссориться не будем. Вообще не будем. Идёт?

— Идёт, — всё ещё сердито буркнула Таня.

— Итак, ты будешь девочкой, спасённой от лужи и дождя, а я буду за мальчика, не пожалевшего свою обувь и зонтика для незнакомой девочки. Как ты думаешь, станет ли она искать с ним встречи?

— Станет. Чтобы отдать зонтик, хотя бы.

— А как ты думаешь, мальчик произвёл на неё впечатление?

— Конечно. На меня бы произвёл.

— Но она удивлена, что он не назначил встречу и не сказал адрес. Так?

— Наверное; я бы удивилась. Ведь вроде я ему понравилась, раз он так сделал, а с другой нет, раз не захотел встретиться. А что бы делал ты на его месте?

— Ничего особенного. Но я бы чаще гулял и чаще смотрел по сторонам.

— Значит судьба судьбой, но всё же он что-то делает?

— Ну да; он ведь ждёт.

— Это всё неправильно, — пристукнула Таня рукой по альбому.

— Что неправильно? — не понял Егор.

— Всё. От начала до конца. Посуди сам; мальчику девочка понравилась, это так, раз он ради неё испортил одежду. После чего он решает проверить другим случаем случайна ли была эта встреча. При этом он незаметно начинает этот случай «подгонять». Сам его ищет. Но тогда это уже не Случай; это итог поиска. Как бы мало он не делал — это уже не будет Случаем. А значит он не доверяет сам себе и не верит в Случай. А если не верит в Случай, то зачем он так поступил? Ты противоречишь сам себе.

— Противоречия — это самое интересное. Что внутри самого человека, что между людьми.

— Ты решил уже, встретятся они или нет?

— А ты как думаешь?

— Я думаю, что встретятся; это было бы справедливо для девочки. Она ведь искала.

— И я думаю, что они встретятся, как раз потому, что он её не искал — случай укажет ему на правильность его интуиции.

— А девочка укажет ему на её ошибочность.

— Каким образом?

— Они расстанутся.

— Почему ты так думаешь?

— Потому, что они слишком разные. Она искала, и будет считать, что их встреча её заслуга, результат её усилий. Она будет ждать от него признания этих усилий, а он — эгоист. Ему не надо ничего делать; судьба ему, видите ли, сама всё принесёт на блюдечке. И когда он ей об этом скажет, они расстанутся.

— Он обесценит её усилия и её переживания, — задумчиво сказал Егор, — ты права; они не смогут быть в месте. Их встреча ничего им не даст. Они не нужны друг другу, и поэтому эта встреча была им не нужна. Ты молодец.

— А мы друг другу были нужны, — не спрашивая, а утверждая сказала Таня, прыгая к Егору на диван. — вот — смотри! — и она сунула ему в руки свой альбом.

На рисунке девочка в голубом платье нерешительно замерла перед большой лужей. Она поджала одну ногу; то ли от того, что уже намочила её, то ли прикидывая сможет ли перепрыгнуть через лужу. А с другой стороны этой водной преграды на неё смотрел юноша с большим зонтом в руках.

— Смотри дальше, — велела Таня, и Егор, послушно пролистнув страницу, увидел посередине листа, среди небольших набросков по краям, как тот же юноша растеряно смотрит вслед той же девушке, уходящей от него по аллее.

— Я знала, что они расстанутся, — победно сказала Таня, — я чувствовала это.

— И кто из нас хитрюга? — шутливо толкнул Егор довольно улыбающуюся художницу, — Ты показала мне рисунок, и теперь эта картина будет стоять у меня перед глазами. И я, конечно же, теперь напишу всё так, как ты сказала.

— Если смогу, конечно, — помолчав добавил он. — Это не всегда у меня получается.

— Ты сможешь, — уверена сказала Таня, — если что — зови — помогу, — и она рассмеялась. Егор невольно улыбнулся в ответ и слегка обнял своего неожиданного соавтора.

Таня, повернувшись, облокотилась на друга спиной и сказала, глядя в потолок:

— Егор, а ты сам веришь в силу случая? Или всё-таки в его «неслучайность»? Мне вот больше нравится история про Ньютона и яблоко. Т.е. когда человек сам ищет свой случай. Словно грибы в лесу. Каждый гриб попадется случайно, но его ищут. Узнают грибные места, подгадывают погоду. Правильно одеваются, и вот тогда уже «случайно» натыкаются на целую полянку с белыми грибами. Все говорят «повезло», но это не одно лишь везение, правда ведь?

— Ты всё думаешь про то, как мы встретились? — догадался Егор.

Таня кивнула;

— Я не могу не думать об этом. Я не верю в «чистый» случай, но он так точно, можно сказать, ювелирно свёл нас. И меня, и твою маму, и всё остальное. Словно это тоже кто-то написал такой рассказ, и все мы лишь его персонажи, чью судьбу сейчас решает неведомый автор. И мне немного страшновато от этого. Вдруг этот кто-то решит всё переиграть; мы расстанемся или вообще не встретимся. Или ты не позовёшь меня, или я не попрошусь.

–Таня, Таня, милая, ну что ты! — Егор нашёл руку подруги, и Таня, запрокинув голову, прижалась щекой к его лицу, — Никто нас не «расстанет» и не разлучит. Мы уже встретились и этого не под силу изменить никому. Да я и не дам никому этого сделать. Ты теперь здесь и только здесь. Мы сами всё в нашей жизни решили, а не кто-то. Сами.

— Ага, вот ты и попался, — Таня подскочила, и, развернувшись лицом к Егору, уселась на колени. Она улыбалась, хотя глаза её подозрительного блестели.

— То ты говоришь «сами», то ты говоришь «случай». Так как бы нам определиться? Совсем бедной девочке мозги запудрил.

Егор немного подумал, собираясь с мыслями, и ответил так:

— Знаешь, я довольно много думал об этом. Собственно, потому и решил написать такой рассказ. Исследовать этот вопрос через какую-то историю. Я так думаю, что есть как бы два мира; мир наш внутренний — это наши мысли, наши чувства, наши фантазии. Каждый там сам хозяин в этом мире и сам решает, кого туда пускать, кого нет, и как его обустроить. И в любой момент может спрятаться в нём. Иногда человеку в этом внутреннем мире настолько комфортнее или привычнее, что он совершенно не хочет выходить из него.

— Как ты?

— Да, как я. Как я раньше.

— И кто тебя вытащил?

— Ты, ты меня вытащила, за что я тебя люблю, целую, ценю, обнимаю и никому не отдам. Не сбивай с мысли.

Таня довольно улыбалась с видом сытой кошки.

— Так вот, это один мир. Можно назвать его даже «мир души». А есть мир реальности, мир «внешний». Тут и другие люди, и природные явления, и даже вся Вселенная, весь Космос.

И внутренний мир и внешний неизбежно связаны, а значит как-то влияют друг на друга. Человек придумал построить плотину, плотина изменила природу, новая природа влияет на человека, заставляя его испытывать новые чувства и вызывая в нём новые мысли.

— Человек придумал порох, — тихонько добавила Таня.

— И порох тоже. Возможно, это было не самое лучшее его изобретение. Но человек также придумал музыку, живопись и многое иное. Даже Бога. И всё это из мира внутреннего перешло в мир внешний, и повлияло на внутренний мир других людей. Вот как-то так.

— А причём здесь случай?

— При том, что, как я уже сказал, эти два мира друг на друга влияют. Иногда прямо и непосредственно; ну вот как музыка или напечатанный рассказ, а иногда скрытно, незаметно.

— В виде случая! — обрадованно воскликнула Таня.

— Да, в виде случая, — подтвердил Егор, — Вот поэтому некоторые случаи совсем даже не случайны.

— А как понять, какой случай «просто случай», а какой «не просто»? — задумалась Таня.

— Интуиция, — пожал плечами Егор, — Думаю, что больше никак. Или уже постфактум; т.е. через какое-то время, — пояснил он Тане, уловив на её лице непонимание.

— Мы были нужны друг другу, потому, что нам необходимо было что-то изменить в жизни. Очень необходимо. И на наши нужды мир откликнулся нашей встречей. И мы смогли с помощью интуиции понять, что эта встреча не случайна, отнеслись к ней серьёзно и судьба нам помогла. Так?

— Так, — согласился Егор.

— А юноша из твоего рассказа хотел встретить любовь, но когда встретил, не смог понять, что это и есть «не случайная случайность». Интуиция его подвела. За что он и будет наказан; влюбится, а его любовь уйдёт.

— Я уже говорил тебе, что ты умница? — сказал Егор, а Таня довольно покивала. — Прежде это назвали бы «грех гордыни», но мы обойдёмся без понятия греха.

— Этот мальчик словно старуха из сказки про золотую рыбку; та тоже сильно загордилась, и осталась ни с чем! — довольно произнесла Таня.

— Ну да, сюжет не нов, но мы его расскажем по-своему.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я