1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Александр Мамонтов

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Александр Мамонтов (2024)
Обложка книги

«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Альбе́рт

Это имя имеет древнегерманское происхождение. На языке германцев двухосновное имя Albert (Альберт) означает «благородный» и «свет», но корни имени сокрыты ещё в языке готов: athals, athans — род, othal — поместье; bairhts — блестящий.

Известна и древнеанглийская форма имени Адалберт (Aethelbeorht: где Aethele — «благородный, отличный, превосходный»; а beorht — «яркий, блестящий, светлый»).

Неудивительно, ибо англы — тоже германцы, населявшие некогда север современной Германии, покинувшие отчину, и закрепившиеся на острове, какой мы называем ныне Великобритания.

Чтобы осмыслить весьма многобразное содержание имени Альберт, стоит предметно разобраться с пониманием народа и языка, в каком имя сие было рождено.

Итак, кого же мировое Знание называет германцами?

Германцы — древняя, обширная группа племён, принадлежавших к индоевропейской семье народов, занимавших к I веку до н. э. территорию между нижним Рейном и Вислой, Дунаем, Балтийским и Северным морями, и южную Скандинавию. В письменных источниках сведения о германцах впервые встречаются в рукописи некоего Питеаса из Массилии (IV-й век до н. э.), но лишь Юлий Цезарь (I-й век до н. э.) увидел в этих союзных племенах особую этническую группу, отличную от их соседей кельтов. Тогда о германцах заговорили, как о народе со своими собственными традициями, культурой, обрядами и именами.

Учёный описатель земель Страбон вообще утверждал, что самое слово Германия — новое, и лишь недавно (по его временным меркам) вошедшее в обиход. А германцами он называл племя тунгров, «те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали кельтов».

Жёстко прогнали, судя по всему, ибо страх перед захватчиками долго ещё жил на землях тех. И как водится, именование пришлого племени постепенно возобладало и распространилось на весь союз родственных племён. Вначале все из страха обозначали именование по имени победителей, а затем, после того как название это укоренилось, союзные племена и сами стали называть себя германцами.

Так выковывался многогранный германский этнос в период с VI по I века до н. э. на путях миграции Великого переселения народов, поглощая встречных, каких можно было не относить к врагам, и уничтожая поперечных из племён враждебных, непокорившихся. Выковывался этнос до II века нашей эры, когда скандинавское крыло обширного союза германских племён стали называть готами.

Изъяснялись готы на восточногерманском, или готском языке. Заскучав на обжитых землях, отправились готы искать заповеданную страну Ойум, да и пришли в Северное Причерноморье, уперевшись флангом в пограничную водную преграду — реку Дунай. А за речкой той стояли римские гарнизоны, охранявшие границу Империи под штандартами Марка Аврелия. Римляне выглядели серьёзными ребятами, и относиться к такому препятствию стоило тоже серьёзно.

Приглядывались к пограничникам долго, без малого столетие. А как пригляделись, двинулись дальше, да и выбили римские легионы из Дакии (ныне Румыния), попутно разделившись на готов западных и готов восточных, по распределению целей экспансии.

Году эдак в 257 готы достигли пределов восточного Крыма, и найдя его местом приятным, выгребли подчистую Боспорское царство с его столицей Пантикапеем (ныне — город Керчь). Флот свой боспоряне не уберегли, и он очень пригодился северным разбойникам, когда те прошлись железной метлой по прибрежным районам Малой Азии. А впереди маячили такие лакомые кусочки, как Халкедон, Никея, Фракия, Коринф и цветущие Афины!..

Обжились готы на черноморских землях, приняли христианство подвигами странствующих проповедников, завели своих, а те уж помогли пассионарному народу обрести собственную письменность. Всё как у людей! Казалось бы…

Однако, мир на обломках сбитых народов не бывает долгим: в 375 году его порушили степные орды гуннов, словно рождённых в седле, с их неожиданной для готов и весьма эффективной тактикой боя, свирепостью кочевников и быстротой натиска и отхода.

Только часть готов закрепилась в Крыму, другой же части места более не находилось, и под давлением гуннов отправились те «лишние» готы через Дунай, да и наладились прямо к Балканским горам.

Если бы римляне знали грядущие судьбы свои, легли бы костьми легионы, но путь заказали дальнейший германцам свирепым, что в шкурах медвежьих на рамнах врагов устрашали, не ведая меры, и жалость не зная к врагам побеждённым…

Примерно так сетовали римляне, кляня нестойкость свою, когда в 410-м году вождь вестготов Аларикс до груды камней разрушил тысячелетний Рим.

Теми же слезами изошла Галлия, Испания и Аквитания (юго-западная Франция), — славные земли, где готы решили устроить своё королевство.

К концу V-го столетия пришла очередь и благословенной Италии: готский король Теодорикс объявил Италию своим королевством. И никто десятки лет не мог оспорить такое действо кровавых захватчиков…

Впрочем, к тому времени готы существенно изменились, и были они уж не более кровавыми, чем любые другие воюющие в движении народы. Теодорикс, прозванный Великим, выстроил себе прекрасный мавзолей в предместье Равенны, поражающий скромным величием и наших с вами современников. Этот единственный уцелевший памятник остготского зодчества вырубили из глыбы истрийского известняка, положив купол на двух ярусах о десяти гранях. Статуи христианских апостолов в безмолвном почёте застыли вокруг порфирного саркофага готского властителя.

Когда пришло время византийцев, те вволю предались чувству мести, и тело короля вынесли вон без подобающего уважения. Однако, мир действительно изменился, и с ним изменились готы: в народном сознании Теодорикс остался не кровавым тираном, а, напротив, одним из покровителей и заступников Равенны, наряду со святыми Ромуальдом и Аполлинарием. Наряду, а не после!..

Готов долго называли носителями варварского начала, винили в разрушении античной цивилизации. Однако, готический шрифт, прекрасная готическая архитектура — это тоже готы! Множество слов, о происхождении которых мы часто даже не задумываемся, это тоже готы: хлеб — хлайвс, котёл — катилс, и далее — блюдо, купить, верблюд, сиять, чехол, буква, книга, художник, и далее так, вплоть до личных имён человеческих. А уж имена готов — и вовсе статья особая!

Корни личных имён готов-протогерманцев, и в частности, имени Альберт кроются в самой истории народа. Имя сие прошло сложный и многоступенчатый путь в бурях минувших столетий. Подобно тому, как в современном российском именослове содержится масса заимствованных имён, так и в именословах многих народов можно встретить имена-гости. Это правило относится и к имени Альберт. И для дальнейшего и полного осмысления имени полезным видится некоторый экскурс в область языкознания.

Альберт — по конструкции, несомненно, двухосновное имя категории родоплеменной верхушки — вождей, старейшин, и прочих авторитетных и значимых людей старого времени. Имена древних германцев часто рождались от важнейших для германца категорий жизни и мироздания. От понятия kunja — «род» образовались имена Kunja-gastiz («рода гость»), или Kunja-waldaz («родом властвующий»); от выражения leuda — «народ» образовались имена Leuda — bernuz («народа медведь»), Leuda — geislaz «народа заложник»), от слова frawja — «господин» — Frawja-lebaz («господина оставляющий»); от erla — «правитель» — Erla-baldaz («(с) правителем смелый»), и т. п.

Во главе германских племен стояли старейшины — кунинги (от kunung — букв. «родоначальник»). Высшая власть принадлежала народному собранию. В военное время избирался военачальник («герцог»). Он собирал вокруг себя дружину. В позднее время высший слой германского общества уже был представлен старейшинами рода, военными вождями и их дружинами.

Дружина вождя становилась привилегированной прослойкой, «знатью» древнегерманского племени. Римский историк Тацит неоднократно связывал два понятия — «военную доблесть» и «знатность», какие стали выступать как неотъемлемые качества германских дружинников.

Дружинники сопровождали вождя в набегах, получали свою долю военной добычи, и нередко вместе с вождем шли наёмниками на службу к иноземным правителям.

Тогда же появилось деление всех германцев на сословия: благородных (хейдзинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лассы). Последние произошли отчасти из покоренных племён, отчасти из рабов, отпущенных на волю.

Из сословия благородных выбирались военачальники, судьи, герцоги и графы. Из таких лиц, облеченных властью, постепенно составилось высшее сословие, княжеское.

Предводители, или герцоги, во время войн обогащались добычей, окружали себя храбрейшими воинами (Gefolge), и с помощью такой поддержки лучших бойцов приобретали верховную власть в отечестве, и завоевывали чужие земли.

Таким образом произошли германские короли, или конунги. В эпоху Переселения народов почти у каждого германского племени имелись знаменитые роды, из которых по обычаю выбирали конунгов: например, у франков Меровинги, у остготов Амалы, у вестготов Балты, и так далее.

Мир изменялся, и новая ситуация неизбежно явила новые реалии и новые «благородные» имена, такие как Atha-wulfus — «благородный волк», Athana-gildus — «благородно стоящий», Athal-heidus — «благородное сословие»… Как видно, именно на такой волне в германском обиходе появились имена с «благородной» составляющей Athal.

Второй несущий корень имени — «берт», и означает слово сие, собственно, «сияние, блеск». В германских именах прошлого наиболее продуктивные вторые элементы по своему составу значительно отличаются от первых. В сложных композициях второе место в большинстве случаев занимают основы, обозначающие принадлежность к роду, классу (wulbaz «волк», bernuz — «медведь», gastiz — «гость», weniz — «друг», mannz — «человек»), или же слова-действия, близкие им по смыслу. Например: waldaz — «властвующий», равно как и «защитник» и т. п. Встречающиеся и атрибуты, выражающие наиболее важные и значимые качества, свойственные мифо-героической модели мира, и их знаковое воплощение: rikaz «могучий», harduz — «твердый», mēriz или marr — «знаменитый» (как в имени Вальдемар).

Важнейшим атрибутом самих богов считалось качественное свойство berhtaz «блестящий» (подобное присутствует в имени Адальберт!). Боги, как мнили древние германцы, источали свет и сияние, а жрецы, служившие им, возжигали в капищах факелы, дающие свет, приятный богам и столь нужный людям.

С привлечением этого же корня германцы сложили аристократическое имя Адальберт, позже зазвучавшее как Альберт — «благородством блистающий»!..

От корня berhtaz, к слову, образовано и самостоятельное женское имя Берта!

И доныне во многих европейских языках параллельно используются как усеченная форма Albert (Albrecht, Alberto), так и полная форма Adalbert (Adalbrecht, Adalberto).

В католической традиции почитаются святой Альберт Великий (1193–1280), выдающийся теолог, небесный покровитель ученых и врачей, а также святой Адальберт (Войцех) Пражский, покровитель Польши и Чехии.

На просторы России имя Альберт принесли в XV-м веке немецкие переселенцы, приглашённые царями русскими для развития ремёсел и обучения мастеровых наукам европейским. Было их в общей массе насельников немного. Но в справочнике «Весь Петербург» за 1911-й год наряду с именами Иван и Петр германские имена Карл и Альберт упоминаются уже нередко.

Из-за отмены религиозных ограничений после революции 1917 года такие «неправославные» имена (и с ними имя Альберт) стали употребляться в России вполне свободно, без национальных рамок.

Оставлен след имени в народном фольклоре: в береговых селениях Беломорья и в Новгородской пятине бытовала поговорка: «Песен у Альки, что на море гальки».

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я