1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Александр Мамонтов

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Александр Мамонтов (2024)
Обложка книги

«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Андре́й

Это имя имеет греческое происхождение. Первородная форма имени — Ανδρέίος (Андрейос), образованная от выражения ἀνήρ (анер) — «муж», в родительном падеже ἀνδρός (андрос) — «мужеский, мужской», «мужественный». В языке древних эллинов имя сие несёт в себе смысл «мужественный», «отважный».

Каждый родившийся в свободной семье мальчик, считали древние греки — будущий воин и гражданин Эллады. Необходимые для сего качества прививались с раннего детства. Обучение мальчика имело целью сделать из него храброго воина, рачительного хозяина своего дома, и образованного человека. Значило это в те далёкие времена способность человека и в бою и в физических состязаниях достойно показать себя… а также красиво излагать свои мысли, и участвовать в хоровом пении!..

В эллинский период был окончательно сформулирован принцип, какому стоило бы поучиться и нашим современникам. Тысячи! лет назад было создано мудрое, и в высшей степени логическое построение: цель воспитания — в достижении физического и умственного совершенства, при котором мужчины способны быть мужественными защитниками и разумными правителями своей страны, а женщины быть в состоянии рождать таковых.

Мужество и сопутствующие ему отвага и храбрость становились излюбленными темами поэтов, воспевавших сии достойные качества в своих прекрасных творениях.

Манит отважного призрак далёкой, неведомой славы;

Только трусливого мир тайнами смерти страшит!..

Ройте ж могучими вёслами синюю гладь, аргонавты!

Множество храбрых вослед вашим путям поплывёт…

Имя Андрейос стало воплощением нравственного идеала древних греков.

Великий греческий философ древности Платон считал, что мужество — это добродетель стражей, защитников и воинов. И добродетель такая отражает нравственную силу человека при преодолении страха, даёт способность переносить страдания, включая физическую боль, у укрепляет душу.

При этом собственно душу человеческую Платон рассматривал как трёхосновную структуру:

— руководящая мысль (логистикон);

— энергия (тимоэйдес);

— вожделение (эпитиметикон).

Этим основам призваны соответствать три основных добродетели — мудрость (софиа), мужество (андрейа), и воздержанность (софросине).

Все три добродетели растворяются в высшей добродетели — справедливости.

Человек, способный по движению души встать за честь и свободу Отечества, защитить слабого, или помочь страждущему — обретал право на уважение соотечественников и слыл в их молве мужественным и справедливым. А род и семья такого человека справедливо гордились им.

В «Одиссее» и «Илиаде» — эпических произведениях бессмертного поэта Древней Греции Гомера — изображаются две стороны идеального гражданина: сила и мужество, мудрость и находчивость во всяком положении.

По мнению Аристотеля мужество — это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в том мужество» — говорил Аристотель, воспитавший и научивший многому величайшего воина и полководца Александра Македонского.

Мужество — это единственно достойный способ поведения в бою; отчего и произошло представление о нём как о специфической мужской добродетели. Примечательно, что в греческом языке слово мужество (ἀνδρεία), как и в русском языке, является однокоренным со словом мужчина.

Греки прививали своим детям столь славное качество с раннего детства: дома, в палестре, в гимнасии, в храмах и в беседах наставников. Завершалось воспитание юношей клятвой у статуи бога-покровителя; в малом подобно тому, как действо такое происходило на острове в море Эгейском, под названием Андрос.

О, свершалось на Андросе истинно важное: остров сей был местом амфиктионий, — так назывались религиозные союзы соседних народов для общего почитания божества-покровителя. Дионису приносились там жертвы; делегаты назначали охрану храма и пожертвованных сокровищ, и наказывали святотатцев (пред ликом бога!).

В русле амфиктионий ещё со времён критского господства при храме Диониса устраивались Ανδρει̃α (Андрии) — общие трапезы взрослых мужей. Умеренность царила там; в беседах застольных славили мужи степенные подвиги предков и рассуждали о добронравии юных.

Юные же сидели поодаль, и внимали смиренно, закон принимая, что вскоре объявит их мужами зрелыми. Тогда лишь, и только тогда меч и копьё им вручит отчий полис, и служба на благо страны им будет открыта, и юную деву в жёны взять сможет каждый, кто мужем предстанет на Андросе острове, у ног Диониса, Быкорогого бога, что мужей полноправных Покровитель от века…

Именно в рамках таких амфиктионий-андрий почитался Покровитель мужей — Дионис! И сам остров получил своё новое имя Андрос как центр важнейших для греков обрядов инициации полноправных и ответственных граждан: в честь «Быкоглавого» Алефа-Диониса, «Покровителя мужей». И покровителя мужества!..

Традиционно по сей день понимание мужества связывается с чертами настоящего мужчины, воина, рыцаря; и нет ничего удивительного в том, что в основе термина «мужество» лежит слово «мужчина». О мужественном человеке говорят: «обладает мужеством». Порой же ограничиваются коротким — «мужчина».

Аналогом мужества является благородство, и отсюда приятные смыслом и звучанием эпитеты: «благородный человек», «благородный муж».

Благодаря мужеству наилучшим образом проявляются лучшие человеческие свойства, в том числе доброта и сострадание. Парадигма мужества, его тесная связь с понятиями совести, чести, благородства предельно точно и ёмко отображает черты, несовместимые с образом настоящего мужчины:

Настоящий мужчина не похваляется своими подвигами в гостиных;

Настоящий мужчина не изменяет своему слову;

Настоящий мужчина не жалеет о подаренном;

Кто хулит такого же мужчину, как сам он, тот не мужчина.

Таким образом, мужество — это сплав волевых и моральных качеств, вызывающих искреннее уважение и восхищение. Всегда и во все времена!

Обладание настоящим мужеством дано не каждому, но стремиться к нему должны все, считающие себя мужчинами. Так думали древние греки, и такое понимание сего важнейшего качества гражданина они заложили в личном имени Ανδρέίος (Андрейос).

Имя Ανδρέίος вошло в славянский именослов в X-м столетии, и в русскоязычной форме Андрей обрело всеобщую любовь и почитание, и долгое время пребывало истинно княжеским.

Понимали ли внутренний смысл имени наши прародители?

О да, понимали вполне, и пониманию такому учили детей своих и внуков. А потомки те, обретя статус мужей — своих детей и внуков.

Мужество особо почиталось на Руси как доблесть высокая. В понимании русского человека отложилось осознание того, что мужу степенному лучше умереть, чем погрешить против мужества. Смерть не страшна, коль стоишь за правое дело, и, уповая на Бога, не погибнешь душой.

В древнерусском сборнике «Пожелание праведного спасения» говорится: «Сын, избегай и распри, но, коль поединок случится, не заслужи позора в мужестве своем: ни жизнь и ни смерть не бывают без пользы, а выйдешь с честью из боя — честь и обретешь».

Та же мысль проводится и в Поучении Владимира Мономаха: «Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужеское, какое вам Бог пошлет; никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от Бога на то повеления».

«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой», — писал выдающийся российский историк Н. М. Карамзин, а гений земли русской Михайло Ломоносов восклицал: «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!».

И славили… И славят лучшие из сынов Отечества, одолевая страх смерти храбростью перед лицом опасности, порой же удивляя видавших виды высшим проявлением храбрости — героизмом. На пике же всех этих проявлений всегда и справедливо находится мужество, как знаковое качество духа человеческого.

Сильная, горделивая и возвышенная составляющая заключена в этимологии имени Андрей, несущем в себе смысл — «мужественный».

Оставлен след имени сего и в народном календаре России:

В Андреев день — память его 17 июля — крестьяне смотрели на поля: озимь в наливе, так и батюшка овёс в кафтане. Овёс в кафтане, а на грече и рубашки нет.

На Андрея Стратилата — 1 сентября — поспевал овёс и начиналось бабье лето. Убирали свёклу и примечали, что южный ветер в день тот обещал добрый урожай овса.

На Андрея Первозванного ходили слушать воду в колодцах: тихо, не волнуется — знать, зима тёплая идёт; услышал чего — жди сильных вьюг и морозов.

Андрея молили девицы о даровании добрых женихов, а ввечеру денька заветного мечтали да гадали о суженых.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я