1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Александр Мамонтов

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Александр Мамонтов (2024)
Обложка книги

«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Алексе́й

Это имя имеет греческое происхождение. На языке древних эллинов имя Αλέξιος (Алексиос) означает буквально: «защищающий», или в более широком смысле — «защитник», «отражатель», «помощник». Образовано имя сие от выражения Αλέξω (Алексо), несущего в себе конкретный смысл: отражать, отвращать, помогать кому-либо, защищать (защищаться чем-либо). Что вкладывали в эти понятия древние?

Защищать — значит оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду, закрывать, загораживать. Отражать — отбивать нападение, защищать силой оружия или доводами, опровергать обвинение. Помогать — оказывать помощь, подмогу, подспорье.

Защитник — достойное качество благородного человека; но здесь, в контексте внутреннего содержания имени, речь ведётся об ином защитнике. Небесном…

Первый несущий корень имени — Ал (Эл), — ничто иное, как воспринятое древними греками от своих исторических предшественников указание на божественность небесного покровителя. Надо сказать, что в том была весьма древняя и повсеместная практика! Эл, или Эль, Элоах, Ил, Илу — в западносемитской мифологии верховный Бог-Творец в пантеонах Угарита и Финикии. Отождествлялся он с шумерским Ишкуром. Почитался и народами Ханаана, земли истинно ветхой временем и богатой событиями минувших лет.

Эл — творец мира, царь богов и всего живого, владыка времени.

Древние представляли Эла добрым, мудрым и милосердным Отцом, созерцающим Вселенную. Обычно такое представление складывалось в отношении богов очень и очень старых, во многом забытых, и главное — уставших под тяжким грузом тысячелетий от всех и от всего. Активную компоненту величия таких богов-старцев люди переносили на их детей — богов молодых и ещё активных в свершениях. Потому и переходящим символом от Эла к его любимому сыну Ваал-Ададу стал служить бык — символ мощи, благополучия полей, плодородия и мудрости. Небесный защитник и покровитель мира и всего мироздания.

А миром удельно правили подвластные Элу боги, амбициозные и воинствующие.

Созданных предвечным Элом богов греки отождествили с привычными и понятными образами своих небесных владык. В северной части Греции, в Фессалии, окружённой со всех сторон горами, высится легендарная вершина Олимп. Здесь, по представлениям древних, и обитали бессмертные боги. Эллины верили, что где-то там, на заоблачных высотах всегда царит вечное лето и сияют ослепительные чертоги. Здесь боги пируют, прекрасные, сильные, бессмертные. Во главе их стоит царь богов и людей — могучий Зевс. Покровитель и защитник…

Уважали греки и иных богов, и к ним нужно было как-то обращаться за покровительством и защитой. Ко всем и каждому в зоне его компетентной ответственности.

Однако, не всегда человек понимал пределы такой ответственности, и потому нуждался в универсальном обращении к божеству. В античный период истории греки уже не помнили древних истоков своей веры, и слово Эл, озвученное в Элладе как Ал, представляло для них такой же универсальный указатель божественности, как и обобщённое выражение «бог». А поскольку, как было сказано, богов на греческом Олимпе числилось немало, при обращении к ним показалось весьма удобным использовать именно это древнее малопонятное слово — Ал.

Вторая основа имени — Ексиос («έξιος») — вещь тоже заимствованная греками.

Шумеры, хурриты, урарты, эламиты и другие народы Передней Азии в ходе истории не выдержали семитской экспансии, и были вытеснены со своих исконных территорий, а затем неизбежно влились в другие этносы, и были ассимилированы ими. Утрата самостоятельности древних народов влекла за собой умирание их древних языков. Но эхо таких мов сохранялось в более молодых наречиях и диалектах планеты.

Так, шумерское слово en — «бог» — отразилось в хурритском и урартском языках в форме in.

В древнесемитском языке воспринятый носовой звук перешёл в плавный el, il — «бог».

На том пути движения форм в языке невеликого народа коми произошла регрессивная ассимиляция качества, и сложилось выражение ötik, что значит «один».

Утрата конечного согласного произошла в языке финском: yksi — «один».

Подобно тому и в славянских языках выкристаллизовалось слово — един.

Интересная деталь: в различных культурных средах этот солярный знак толковался и как цифра 1, и потому название исходного знака совпало с числительным «один». А это уже явно и недвусмысленно совпадало с высшим эпитетом бога — «Единый», как и в делах земных с титульным именем единовластного правителя — «князь», «король», «царь».

И действительно, в языковом наследии коми öksy — «князь», а у удмуртов слово eksei — значит «царь».

Заметное развитие семантики произошло в период мощных и устойчивых межплеменных контактов с древними иранцами: выражение ähsin у аланов (осетин) стало означать «царица», «госпожа». И это вполне объяснимо, если учесть, что в языке Авесты выражение hšaya несёт в себе исходный смысл — «царица».

В арабской среде с применением артикля образовалось выражение al eksei — «правитель». Удивительно, но это выражение практически идентично имени Алексиос…

Самое же любопытное, на искушенный взгляд, сокрыто в легенде о происхождении скифов. Первым человеком в некогда пустынной стране, согласно этому преданию, упомянут Таргитай, сын Зевса и дочери бога реки Борисфен (Днепр). У Таргитая в своё время народились на свет три сына: Липоксай, Арпаксай и Колаксай. Очевидно, что вторая основа каждого из этих имен выводится из иранского xayaš — «царь, властелин», и с такой основой имена скифских принцев образовывали в том времени сложный политический смысл. Программный и обосновывающий смысл!..

Такой же сложный смысл образовали и греки в созданном имени Алексиос, буквально имеющем балансирное значение: «бог» и «царь»!

Несомненно, что имя такое создавалось под непростого человека, и создавалось с программными целями, для закрепления владетельных прав. По традиции и вне границ…

В общем, неудивительно, ибо подобная связка была нередким явлением у многих народов древнего мира. Так, у египтян Амон почитался как бог Солнца и царь богов. А вполне себе земной фараон (царь) величался Владыкой Южного и Северного Египта, и при том считался живым воплощением бога Хора, владыки небес. Дворец фараона одновременно считался и храмом его Небесного Отца.

Индийские боги также имели своего собственного царя — Индру. Что касается земной юдоли, так в древнейшей индийской религиозной книге Веды предусмотрительно записали, что царь земной создан из частиц тела разных богов «и потому он блеском превосходит все созданные существа».

Исторически относительно молодой небожитель Водан (Один) слыл у германцев верховным божеством, и господствовал как над людьми, так и в опекаемом им небесном владении Валхалла, где под его покровительством продолжали посмертное и весьма приятное существование воины, павшие в бою со славой и оружием в руках.

У тех же германцев и скандинавов защитником богов и людей от колдовства, болезней и всего злого почитался Тор — бог грома, молнии и плодородия, божественный богатырь, обладатель Пояса силы и смертоносного боевого молота, имеющего своё собственное имя — Мьёлльнир.

Подобное развитие божественного и царственного начал отразилось и в возникшей позже христианской религии: молитва Святому Духу начинается словами: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…». Полагается считать, что по догматам православной веры истинный Бог невидимо царствует над людьми и над всем миром. Бог — Царь Небесный, истинное имя которого непроизносимо…

Заимствовав восточные корневые основы имени Алексей, греки усвоили и восточное правило, гласящее, что имя божества не стоит произносить всуе, ибо имя небесной сущности обладает особой магической силой, какую нельзя использовать по незначительному поводу. Но как же обращаться тогда к своим небесным защитникам?

Для разрешения сей дилеммы смышлёные греки придумали иносказательные эпитеты олимпийцев: Алексанемос — «защищающий от ветра»; Алекситериос — «защищающий, охраняющий»; Алексикакос — «защищающий от несчастья, спасительный»; Алексифармакос — «спасающий от отравления». И дело пошло!

Алекто — «никогда не отдыхающая защитница» — так называлась в мифологии греков одна из фурий, богиня мщения и искупления.

Эпитетом Алексиморос — «отражающая смерть, берегущая от смерти» греки величали Афину, Артемиду, и с ними сребролукого Аполлона, предводителя хора Муз.

Богиня мудрости, ремёсел и победы, дочь Зевса Афина имела и вовсе персональный эпитет: Алалкоменеида (защитница в бою). Именно от этого эпитета родился воинский клич греков Алал! Алалако! — предупреждавший об опасности и призывавший ко вниманию, или же возвещавший победу, подаренную милостью Афины Паллады.

Если же неопределённо говорилось о защите свыше, звучало это как «алалксейн», или «алалксемен». И так далее, и так далее…

Именно из множества этих и подобных им понятий в языке греков позже выработалась клон-форма Αλέξιος (Алексиос) с обобщённым смыслом: «защитник, помощник, отразитель опасности». По времени употребляли такое выражение уже не только к богам, но и к людям, способным и желающим защитить, или оказывать покровительство на тернистом пути всякого человека.

Столь замечательная формула не осталась без внимания при зарождении имён-оберегов; греки выговаривали самое определение таких имён, как ономата-теофора. И в итоге творческих свершений в древнегреческом именослове появилось новое человеческое имя — Αλέξιος (Алексиос). Не представлялось важным, что в имени таком не указан по имени небесный покровитель; каждый из богов прекрасно знал, как предполагалось, кого посвятили при наречении именем именно ему. И помнил об этом, если наречённый вёл правильную с точки зрения бога и общественной морали жизнь, и главное — что особо подчёркивали жрецы — своевременно совершал славящие обряды с щедрыми жертвоприношениями своему покровителю. Через жрецов, понятное дело…

Имя Алексиос («защитник», «отражатель», «помощник») становилось щитом, ограждающим человека от опасностей и напастей. И щит такой незримо сопровождал человека всегда, пока жив был человек…

Первый официально удостоверенный носитель имени в истории запечатлён как Алексид, славный сын некоего безвестного нам Алексиоса, древнегреческий поэт, драматург и комедиограф. Рождён был тот человек в 375-м году до н. э. в греческой колонии Калабрия. Прожил он ни много ни мало 106 лет и пять месяцев; при жизни пользовался широкой известностью и уважением, и умер прямо на сцене, в очередной раз будучи увенчан лавром за победу в творческом состязании. Оставил в копилке мировой культуры сей талантливый сын некоего Алексиоса 245 прекрасных комедий!

В российский именослов имя Алексиос вошло в X-м столетии. Имя переозвучили, придав ему форму Алексий. Особенную популярность имя Алексей приобрело в России после крещения этим именем сына Михаила Федоровича Романова, будущего царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого.

В 1708-м году имя стали писать и выговаривать в современной форме — Алексѣй. И лишь с реформой русской орфографии в 1918-м году имя обрело свою современную форму Алексей. В церковном обиходе сохранена архаичная форма имени — Алексий.

Оставлен след имени и в народном календаре: в Алексиев день — 25 февраля — посевное зерно выставляли на мороз, закаляли его для пущего урожая. Также и лён и прялку, чтобы нитки и мотки были белые, ровные да чистые. На Алексея-тёплого — 30 марта — на юге выносили ульи, устраивали гусиные бои. Примечали: коли в день тот жаворонок прилетел — тепло принёс, зяблик — стужу посадил мужику на нос. От былин и сказок родилась шутливая приговорка: «Среди трёх богатырей млад попович-Алексей».

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я