«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Арсе́ний
Это имя имеет греческое происхождение. На языке древних эллинов имя Αρσένιος (Арсениос) образовано от выражения ἄρσην (арсен), и несёт в себе смысл «объятый храбростью», «мужеством полный».
Удивления достойно то, что внутренний смысл исключительно мужественного по содержанию имени Арсений прямо и непосредственно связан с… танцем. Не легкомысленным, но духовным воинственным танцем, выражающим собой напор, силу и мужество идущих в бой воинов.
Такой неожиданный оборот имеет под собой самые серьёзные основания.
Древние греки умели и любили танцевать. Танцы у эллинов делились на священные (храмовые), военные, театральные, и бытовые. Священные пляски, по мифологическому преданию, принёс из Египта в Грецию ещё легендарный Орфей. Он увидел их во время храмовых празднеств египтян.
Военные синхронные пляски греков воспроизводили бой, различные боевые перестроения; и представляли собой сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажженные факелы, мечи, копья, дротики. И были то не декорации, а самые реальные предметы боевой экипировки! Столь серьёзный подход определялся тем, что в постановках героических танцев находили отражение мифы и предания о подвигах героев, боготворимых греками.
Военные пляски — пиррихи — служили воспитанию мужества, патриотизма, чувства долга у юношества. Дети с 7 лет и до 18 лет изучали танец в школах, а с 18 лет и до 20 — в эфебиях. И это была вынужденная необходимость, а не просто альтруистическая любовь к искусству.
В Спарте в число обязательных предметов школьной программы включалась мемфотика. Предмет такой преподавался на протяжении всего курса школьного обучения и, очевидно, имел продолжение в эфебии (школа для юношей).
Известно, что мемфотика делилась на несколько частей:
Гимнопедия — учебные танцы с дротиками и щитами для младших детей;
Эноплиния — учебные танцы с дротиками и щитами для взрослых;
Подизм — быстрые марши;
Кефизм — учебные сражения с дротиками;
Тетракон — марши и контрмарши.
Существовала и отдельная часть мемфотики, посвященная прыжкам, преодолению препятствий, укреплений и рвов.
Это ли не серьёзно? Вот так вот!..
Отношение к танцам в Древней Греции было настолько серьезным, что все свободные граждане владели искусством танца, и каждый свободный гражданин имел развитое танцевальное мышление.
Возникает естественный вопрос: как и когда зародилась такая традиция?
На Пелопоннесе в античный период истории насчитывалось около 2000 небольших полисов-городов. Люди редко выказывают способность длительно сосуществовать в мирном доброжелательстве. Зависть и алчность неистребимы в человеческом сообществе. Подобное бывало и прежде, и греческие полисы частенько воевали между собой, нападали или оборонялись от внешних врагов.
Такое состояние умов и тел имело следствием развитие военного искусства.
Основу античного войска составляла фаланга — тесно сомкнутое линейное построение греческой пехоты. Это было нечто, напоминающее позднее пехотное каре в европейских армиях. Строй рядов фаланги был рассчитан так, чтобы нападающие не могли их легко прорвать. Фаланги составлялись по народам, племенам, родам или семействам; распределение же воинов вглубь определялось их личной храбростью и силой.
Организация всеобщего танцевального образования свободных граждан считалась важнейшей частью воинской подготовки тяжеловооружённых пехотинцев-гоплитов, основной силы греческой боевой фаланги. Важнейшей в самом действительном смысле!
Греческим воинам помогала музыка, особый музыкальный ритм — арсис. Такой ритм эффективно помогал во время боя удерживать синхронность фаланги, и копья гоплитов работали подобно игле швейной машинки.
Начиная с VII–VI веков до н. э. каждый десятый боец в фаланге был музыкантом. Даже в первой шеренге рядом с копьеносцами стояли люди, вооружённые только лишь музыкальными инструментами: лирами у греков и флейтами у спартанцев. Воины с оружием как ока зеницу берегли своих музыкантов, понимая их значение. Противник же, напротив, в первую очередь старался выбить командиров и музыкантов, что вполне понятно из осознания их значимости в бою.
Руководила боем и всеми переменами тактики боя музыка. Флейты задавали тон и мелодию. Ритм и темп отбивался ногами гоплитов. А инструкции передавали слова пеана (гимна!) или нома. Например, такого:
Вперед, о сыны отцов, граждан — мужами прославленной Спарты!
Щит левой рукой выставляйте, — копьем потрясайте отважно
И жизни своей не щадите: — ведь то не в обычаях Спарты…
Одна музыка служила для начала боя, для сближения с противником; другая — для атаки копьями; третья — для обороны, и так далее. Достаточно было сменить пеан или ритм, и войско знало, что делать. Как знал в нём каждый тяжеловооружённый гоплит!..
Когда войско выстраивалось в боевом порядке в виду неприятеля, полководец приносил в жертву козу и приказывал всем воинам надевать венки, флейтистам же знак подавал играть боевую песнь. Сам военачальник заводил её, и с ней шли в бой его бесстрашные гоплиты, наращивая натиск.
Ещё Плутарх описал связь между храбростью спартанцев и музыкой в их войске. Именно музыка стала основой боевого управления фаланги, передающей команды и инструкции, диктующей конкретные задачи и уловки подготовленной тактики. Музыка стала одним из главных элементов военного искусства, позволившего фаланге на протяжении тысячелетия оставаться непобедимой.
Истинно то, что безопасность и свобода каждого древнегреческого полиса, как и каждого отдельного гражданина и родичей его непосредственно зависела, в том числе, и от уровня танцевальной подготовленности его граждан.
Такой парадоксальный, и даже забавный на сегодняшний взгляд вывод исходит из того, что без танцевальной подготовки не могла действовать и быть боеспособной древнегреческая фаланга. Музыка, пляски, музыкальные инструменты и гимны стали оружием, средством боевого управления войсками, и отношение к ним в греческом мире в целом, и в Спарте, в частности, сложилось соответствующее. Музыка, ритм — арсис, и военные танцы зажигали сражающихся воинским духом и жаждой доблести. Эти вещи превращали многолюдное войско в единую боевую машину, которую не могло удержать даже великое мужество умелых, но разрозненных воинов…
В языке выражение арсис означает буквально «высокий», но в прикладном военном понимании это выражение обретало смысл: «высокий боевой дух», «высший градус мужества», «боевой напор высшего накала».
Укоренившись в народном сознании греков, важнейший воинский термин арсис явился основой для формирования личного мужского имени Арсениос. Имя подобного содержания тоже должно было служить воспитанию мужества у юных греков.
О людях высокого мужества и доблести сказал поэт в бессмертных строках эпической поэмы:
Манит отважного призрак далёкой, неведомой славы,
только трусливого мир тайнами смерти страшит!..
Ройте ж могучими вёслами синюю гладь, аргонавты!
Множество храбрых вослед вашим путям поплывёт…
В российский именослов имя Арсениос пришло в X-м столетии, где и обрело адаптированную форму Арсений.
Во времени образовались народные формы имени — Арсен, Арсентий, ставшие самостоятельными и документальными.
Оставлен след имени в народном фольклоре: на вечерних посиделках в селе Кончанское Новгородской губернии ещё в начале века XX-го девушки задорно выводили озорную припевку-топотуху: «Говорили Арсену — не гуляй с Аграфеной; коль ресницы та распушит — сердце молодца присушит».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других