«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ангели́на
Это имя имеет позднелатинское происхождение, и греческие корни. Образовано имя на основе греческого выражения άγγελος (аггелос), буквально означающего «вестник, посланник». Римские христиане образовали женское имя Angelina (Ангелина) с сохранением первородной этимологии: «вестница, посланница».
Что в имени том?..
Вестник — тот, кто приносит какие-либо вести, известия, информацию. Или исполняет поручение пославшего. В древнейших религиях мира такими вестниками богов служили, соответственно, божественные посланники. В преданиях о богах Шумера вестниками звались аннунаки, один из которых, именем Папсуккал, признавался «визирем великих богов»; и самое его имя переводили как «отец (предок) вестников». Он исполнял поручения бога Неба Ану, доставлял его приказы аннунакам на Земле, и обладал способностями искусного дипломата.
Во времена Шумера иной вестник приносил «слово Экура» богам и людям. В «Гимне Энлилю, всеблаготворнейшему» говорится: «Его посол и советник Нуску слова и дела, что Энлиль замыслил, ведает с ним, совет с ним держит, наказов Энлиля он исполнитель». В нашем времени такого вестника называли бы словом эмиссар…
Крылатые фигуры вестников запечатлены в шумерском искусстве, но встречаются также в иконографии Ассирии и Египта, Ханаана и Финикии. Их изображения присутствуют в Южной Америке, на Вратах Солнца в храмовом комплексе Тиатиуакана в Южной Америке. Легенды доносят нам, что имели вестники оружие, способное стереть с лица земли целый город, или полное войско.
Ветхозаветные тексты содержат историю с вестником небесным. Когда библейский царь Давид ослушался запрета проводить перепись, Господь через «прозорливца» предложил ему выбрать одно из трех наказаний. Царь колебался, и когда поднял Давид глаза свои, увидел он вестника Господня, застывшего между землею и небом с мечом обнаженным, простертым на Иерусалим. И пали Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои.
Такие крылатые помощники Господа назывались херувимами (от аккадского выражения карабу — «благословлять, освящать»). Библейские херувимы были призваны «охранять путь к древу жизни» (Бытие, 3:24), чтобы изгнанные Адам и Ева не могли вернуться в райский сад, а также защищать своими крыльями Ковчег Завета. Тем показано, что крылатые херувимы имели чёткие и весьма ограниченные поручения Бога.
Иных небесных посланников Ветхий завет называет словом малашим, и приписывает им всяческие чудеса. В отличие от херувимов, малашим выполняли разнообразные задания и, подобно послам, имели широкие полномочия во времени и пространстве. Термин малах (единственное число от малашим) обозначает не просто посланника, а специального посланника, подготовленного для выполнения определенной задачи и обладающего соответствующими и не единичными полномочиями. Именно такими посланниками и служили Ангелы Божьи.
Выражением άγγελος (ангелы) в Библии обозначены совершенные духовные сущности, сотворенные Богом, возвещающие людям волю Божию и исполняющие на земле Его повеления. Особо подчёркнуто в религиозных текстах, что ангелы сотворены Богом прежде творения видимого мира; что они духовны и бестелесны.
Ангелы более совершенны, чем первозданный человек Адам, но их совершенство совсем не безгранично; несмотря на быстроту и глубину разумения, ангелы не всеведущи; несмотря на чистоту и святость, вестники Бога тоже могут подвергаться искушениям. Они сотворены свободными, и потому обладают правом выбора: устоять в добре, как светлые ангелы, либо пасть, как тёмные духи.
Вне исполнения поручений ангелы предстоят пред ликом Божиим, в готовности исполнить Его волю, непрестанно славят Его и наслаждаются блаженством.
Неисчислимо множество ангелов, и в воинстве небесном имеют они разные достоинства и степени совершенства. Ветхий и Новый завет разделяют ангелов на три иерархии с подразделением каждой из них на три лика.
Высшая иерархия: Серафимы, Херувимы, Престолы.
Средняя иерархия: Господства, Силы, Власти.
Начальная иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы.
Такая классификация вестников Неба обстоятельно изложена Дионисием Ареопагитом в сочинении «Небесная иерархия», принятом Церковью в канон.
По библейским преданиям известны имена архангелов: Михаил — («кто как Бог?»), Гавриил — («муж божий»), Рафаил — («помощь, исцеление Божие»), Уриил — («огонь и свет Божий»), Салафиил — («молитва к Богу»), Иеремиил — («высота Божия»).
Вероятно, чтобы дополнить семеричное число, сюда же причислены имена ангелов, не упоминаемых в каноническом тексте Библии: Иегудиил — («хвала Божия») и Варахиил — («благословение Божие»).
В религии ислама, к слову, упоминаются 4 архангела (мукар-рабун): Джибрил, Микаил, вестник страшного суда Исрефил и архангел смерти Азраил.
Изображения ангелов существовали еще во времена ветхозаветные: на Кивоте Завета в Иерусалимском храме были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом два больших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемое Ковчегом в Святая Святых — особой комнате, входить в которую один раз в год мог только один человек — Первосвященник.
Однако, понятие ангел, буквально означающее «посланник, вестник», употребляется в Библии в разных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям-пророкам, священникам и епископам церквей, и даже по отношению к предметам бездушным, порой и явлениям природы, когда те служат вестниками гнева Божия. Что вполне логично: вестник избирался под задачу, и под адресата…
Самое слово άγγελος (вестники) подарили миру греки. В античные, дохристианские времена вестником греки называли толкователя воли богов, прорицателя, необыкновенно прозорливого человека, глашатая, гонца. Аргонавты, мужи храбрые и могучие, в походе за Золотым Руном имели вестником доброго нравом Эфалида, наделённого даром нетленной памяти от покровителя дорог и путников олимпийского бога Гермеса.
Сам же Гермес чтился как «быстроногий вестник воли богов», и в первую очередь — личный вестник самого Зевса, доверявшего ему самые сложные и деликатные дела. Все поручения Гермес выполнял точно и вовремя.
Своим покровителем считали Гермеса земные вестники, глашатаи, послы, врачи и спортсмены, для которых «быстроногий бог» был образцом ловкости и проворства.
В качестве вестника скульпторы изображали Гермеса стройным юношей с жезлом-кадуцеем, и с крыльями на сандалиях и шлеме. На распутьях дорог устанавливались статуи-гермы с рельефным изображением головы Гермеса; статуи те указывали путникам направление пути — добрая весть от бога-вестника…
Были у поэтичных эллинов и другие вестники. И сказал Никий, блистательный поэт своего времени:
Вестница светлой, цветущей весны, тёмно-жёлтая пчёлка,
Ты на раскрытый цветок радостный правишь полёт,
К благоуханным полям устремляясь. Старайся, работай,
Чтобы наполнился весь твой теремок восковой.
От греков слово άγγελος (вестники) пришло в перевод Нового завета, и в написании «ангелы» распространилось повсеместно в христианском мире, как и понимание того, что светлые ангелы приносят вести от Бога, выполняют Его поручения, возвещают Его волю, и потому встреча с ними — это всё равно, что встреча с пославшим их Богом.
Как многие значимые вещи, сей важнейший символ мироздания в христианский период истории послужил основой имени человеческого — Ангелос, и его женской формы — Ангелина. В европейских языках на основе латинской формы Angelicus образовалась именная форма Angelica, ставшая необыкновенно популярной в новое время, благодаря таланту писателя Мориса Дрюона, и притягательности образа его героини — отважной красавицы-графини Ангелики (Анжелики). Известна и короткая, но вполне самостоятельная форма этого имени — Анжела.
В российский именослов имя Ангелина вошло с X-го столетия, по крещению Руси.
Оставлен след имени в народном фольклоре: в южных областях России бытовала поговорка — «Без песни Геля, что пиво без хмеля».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других