1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Александр Мамонтов

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Александр Мамонтов (2024)
Обложка книги

«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Архи́п

Это имя имеет греческое происхождение. Оригинальное звучание имени Ἀρχιππος (Архиппос), и включает имя сие две основы: ἀρχός («управлять; власть; повелитель») и ἵππος («лошадь»). В обобщённом смысле — «главный конюший», или «господин конных».

В Греции лошади появились в середине Бронзового века, немногим позже 1800 года до нашей эры, когда материковая часть страны находилась под контролем пришельцев, предшественников ахейцев. Но любить, понимать, и правильно использовать лошадь греков научили их соседи скифы, и извечные противники — персы.

За чередой разрушительных вторжений врагов в Греции наступил период хаоса и тьмы, какой длился до второй половины VIII века н. э. Уцелевшие греки рассеялись по малым горным деревушкам, и в полной мере познали бедность и униженность разбитого в долгих войнах народа. Но выжили.

А иные выжили даже с прибытком, вовремя скупив обесценившиеся земли. И когда народ стал выходить из затянувшегося тяжкого сна разрухи, самые сообразительные оказались вдруг новоявленными аристократами. Очень быстро сориентировались нувориши, и потянулись ко всему сладкому, что можно было купить или отнять. Строили добротные усадьбы, высаживали оливковые сады и виноградники на пологих холмах и террасных склонах гор. Возводили каменные конюшни и энергично отыскивали весьма редких на ту пору знатоков конного дела. Передвигались исключительно верхом, иное было уже не в тренде!

Так и повелось, что в те поры лошади могли принадлежать лишь знати и средним землевладельцам, какие ревностно отстаивали конно и силой оружия притязания на очередную иерархическую ступень, иные даже на царский сан и — берите выше! — божественное происхождение. Лошадь в те суровые времена служила признаком статусности для своих владельцев, маркой их притязаний в жизни.

Это благородное животное тесно связано с греческой мифологией, богатой рассказами о божественных лошадях, и лошадях божественных. Многие олимпийцы изображались такими существами, слыли хозяевами, и даже родителями мифических существ Кентавра и Пегаса. Крылатый конь Пегас, по мифологическому преданию, был рожден Медузой Горгоной от морского владыки Посейдона.

Бог моря Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий («Конный»). В его честь устраивались Истмийские игры с конными ристалищами.

Бог войны Арес традиционно изображался на колеснице, в которую были запряжены четыре белые лошади.

Богиня плодородия и земледелия Деметра изображалась с головой чёрной кобылицы, а её жриц в народе так и называли — «кобылицы».

Родовая знать смертных в неистовом стремлении приобщиться к сонму бессмертных всё настойчивее подчёркивала свои божественные корни.

В знаменитых древних родах Кодридов-Медонтидов, Алкмеонидов, Леонидов и Писистратидов отцом-прародителем горделиво признавался всё тот же Посейдон. А связь коня с Посейдоном была хорошо известна: бог сей почитался греками-ахейцами не только как владыка моря и колебатель земли, но и как повелитель коней. Не случайно культ именно этого божества являлся основным государственным культом в Пилосском царстве на земле древней Эллады!

Посейдон упорно соперничал с самой богиней мудрости Афиной за владение Аттикой. Поистине, его почитали там как могучего небесного покровителя. И потому в среде аристократии стали популярными «агонические» и высокостатусные имена с основой гиппос — «конь»: Гиппократ, Гиппий, Гиппарх, Гиппомен, Гиппокл, Гиппоклид, Фенипп, Гиппоник, Ксантипп, Гиппокоон, Горгипп, Гиппокорист, Филипп.

Властвовавший в Афинах правнук легендарного Кодра носил имя Архипп. Согласно традиционной хронологии, Архипп правил как пожизненный архонт на рубеже XI–X веков до н. э., и стал первым известным в истории носителем этого имени.

Сменивший его на посту архонта праправнук того же легендарного Кодра правил в первой половине X века до н. э., и тоже носил близкое «конское» имя — Терсипп.

Но всё это были ещё имена для использования внутри рода, недоступные посторонним. Хотя и весьма привлекательные для них.

В именах, связанных с эпитетом Посейдона, знатные родовичи легитимизировали своё божественное происхождение и с тем право на царскую власть.

Однако надо отдать должное: всеми своими «статусными» играми эти люди дали жизнь общенародной традиции «конских» имён, и положили начало высокому отношению к замечательным животным.

О, лошади в горной Греции пользовались поистине всенародным почитанием и искренней любовью. Выращивали их в основном в богатой лугами Фессалии, там же объезжали и воспитывали, и иметь долгогривых красавцев в собственности по-прежнему могли себе позволить только весьма состоятельные греки.

Самые известные в греческом сообществе люди блистали конными победами на Олимпийских и других панэллинских играх. Взять венок победителя на конских ристалищах означало прославить себя навеки в глазах народа. А это было заманчиво!..

Весьма уважаемой и редкой профессией считалась в те времена работа конюшего, заведующего всем конским хозяйством в крупном поместье. Умение понимать лошадь, воспитать жеребёнка, владение искусством выездки, секреты ветеринарии — всё это составляло суть профессии конюшего, и передавалось по наследству как закрытые знания.

Впрочем, знания подобного рода греки заимствовали у скифов, и особенно у хеттов, чей весьма серьёзный и неустаревающий трактат по искусству коневодства они использовали в течение многих столетий.

Любовь к лошади воспели древние поэты:

Туда, Артемида, царица приморья, где кони песчаные отмели топчут!

О, если б туда мне, в урочища Девы, — и если б коней фессалийских четвёрку…

Но настоящей ареной «конской» доблести стала война!

В те времена в Египте и Месопотамии, в Сирии и Малой Азии ударная военная сила заключалась в боевых колесницах, запряженных парами лошадей, которые несли боевой экипаж — возницу и лучника (копьеметателя). Из эпоса Гомера «Илиада» можно узнать, что греческие герои усвоили передовую тактику того времени, и тоже сражались на одноосных колесницах, в какие запрягались двойки лошадей.

Основной единицей лёгкой конницы в те времена считалась ила численностью в 200 всадников под командованием офицеров: иларха и четырех тетрархов, каждый из которых возглавлял тетрархию из 49 всадников.

Тактическим построением тетрархии служил введенный Филиппом II клин, во главе которого находился тетрарх, а по флангам и в середине замыкающей шеренги из 13 всадников — старшие всадники.

Каждый иларх имел в распоряжении трубача для передачи команд тетрархам, имел он под своим началом и гипперета — помощника в управлении илой.

Несколько ил, обычно две, три или четыре, объединялись в гиппархию под командованием гиппарха.

Царская ила, в рядах которой сражались гетайры — личные телохранители царя, отличалась двойной численностью воинского состава. Остальные семь ил пристраивались к царской иле, ежедневно меняя последовательность своего расположения.

Здесь важно то, что илы назывались по именам своих командиров-архиппосов, и каждая набиралась в своём, определенном районе Македонии.

Культ Посейдона и кадровая структура греческой конницы, любовь к лошади и серебряный лавровый венок на шлеме кавалерийского офицера-архиппоса образовали «конелюбивую» традицию имятворчества, и появлению со временем в обиходе греков среди прочих подобных нового, общедоступного личного имени — Архиппос!

Имя Архиппос («Господин конных»), образованное из воинского ранга и должности главного конюшего, со временем стало подлинным украшением греческого именослова.

В именослов российский имя Архиппос вошло в X-м столетии, и было озвучено как Архипп. За сотни и сотни лет употребления и ассимиляции в разговорном языке образовалась параллельная форма Архип. Последняя используется россиянами как самостоятельное и документальное имя и в наше время.

Особое распространение имя Архип получило в сердце России, и на её северных и западных окраинах.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я