1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Александр Мамонтов

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Александр Мамонтов (2024)
Обложка книги

«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Анфи́са

Это имя имеет греческое происхождение. На языке древних эллинов имя Анфиса означает: «цветение», «цветущая». Образовано имя сие от греческого понятия Άνθος (анфос) — «цветок». В Древней Греции таким эпитетом величали олимпийскую богиню Геру в её храме в Аргосе. Бога солнечного света и мудрости, покровителя искусств сребролукого Аполлона также величали эпитетом Анфиос — «цветущий».

В водах острова Кипр из белоснежной пены волн морских родилась Афродита, дочь Урана. Легкий, ласкающий ветерок принес ее к скалистому берегу. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Воздух весь полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали пенорождённую красавицу боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа цветами увитая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

Афина Паллада — древнегреческая богиня, принадлежала к числу верховных божеств и почиталась на всем пространстве эллинского мира. В Аркадии, в Беотии, в Аттике, Элиде, Ахее, Лаконии, на берегах Малой Азии, на островах Эгейского моря, в Ливии, Италии, Сицилии ей поклонялись, как строгой воинственной благодетельной богине, объединяя в ее образе физические и этические представления. Эпитет Паллада является символом потрясающей мощи божества (πάλλω — «потрясаю»). Имя же Афина древние греки образовали от корня άθ (Άνθος — «цветок») и объясняли его в образе девственной свежести цветения.

Афина символизирует собой ясность эфира, небесную силу, управляющую молнией, облаками и светилами, оплодотворяющую поля, порождающую все живое и воспитывающую человечество. Впоследствии Афина стала почитаться покровительницей духовной деятельности, художественной изобретательности и мудрого мышления.

От именования богини мудрости произошли названия главного города Аттики — Афин, и восьми других городов Эллады.

В культе бога вина и веселья Диониса отмечались т. н. Анфестерии — празднества цветов и молодого вина. Месяц февраль — анфестерион — получил своё название по имени своего главного праздника (11–13 числа) Анфестерий — праздника цветов, человеческих душ и Диониса, владыки и тех и других.

В первый день распечатывались чаны с молодым вином, и щедрый хозяин угощал им свою челядь. Все храмы закрывались во избежание скверны от бродящих душ. Вечером почтенные женщины сопровождали царицу — жену архонта (царя) в буколий, где предполагалась её мистическая свадьба с богом Дионисом.

Следующий день называли «праздником кружек»: в весёлом шествии при участии ряженых царицу сопровождали обратно домой, всё вокруг украшалось цветами-анфосами, и происходило «состязание кружек»: кто первым выпивал свою, наполненную разбавленным вином, тот получал в награду винный мех из шкуры козы.

Третий день называли праздником горшков: эллины угощали из керамических сосудов кашей полбой души усопших родственников, тешили их плясками, а ввечеру прогоняли обратно под землю с восклицаниями: «Ступайте, души! Анфестериям конец».

В эти праздничные дни рабы освобождались от своих обязанностей, и участвовали в застолье. В Афинах, к слову, во дни Анфестерий свободные граждане-господа охотно и весело служили своим рабам, кормили их и всячески привечали.

Знаменитый российский поэт Вячеслав Иванов в своём цикле «Римский дневник» в 1944-м году явил такие строки:

И свят завет седых поверий; брамин первинами полей,

А эллин розой анфестерий, встречали навий сбор гостей.

Живые цветы были весьма популярны в доброй климатом Древней Греции. Так, древнегреческий драматург Аристофан в своих произведениях нередко упоминал о садах, где цветущие розы и фиалки можно было видеть на солнечных лужайках даже зимой, причем в открытом грунте.

Живые цветы и деревья в разумении греков несли в своих образах некое символическое значение. Так, знаком силы являлся дуб, поэтому ветками именно этого дерева украшались статуи верховного бога — Зевса; прибрежная сосна являлась символом Посейдона — бога морей; ветви оливы ассоциировались с богиней мудрости, знаний и ремесел Афиной; а цветы розы — с богом любви, Эротом.

В качестве дара цветы преподносились выдающимся полководцам, победителям спортивных состязаний и знаменитым ораторам, а живыми цветами традиционно украшались различные праздничные торжества, и прежде всего свадьбы.

Греки первыми придумали цветочные часы, в которых на каждый час раскрывался свой, избранный цветок. Много позже знаменитый естествоиспытатель Карл Линней воссоздал такие живые часы в университетском дворике Уппсалы.

Античность в нашем понимании — цивилизация Древней Греции и Древнего Рима, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность — средние века — новое время.

Античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной цивилизации — демократию, и в процессе ее формирования создала культуру, ставшую одним из существеннейших факторов становления последующей мировой культуры. Да и самое слово античность буквально означает расцвет, и имеет общий корень с «цветочным» именем Анфиса!

И главное: «цветущая» в понимании древних это не только увитая цветами, свежо выглядящая красавица, но и «плодородная», «плодовитая», «природными силами полная».

Так могли описывать и благословенную землю. Мигдонию, местность в Месопотамии, греки за её чрезвычайное плодородие прозвали Анфемузией.

По времени в Элладе родилась традиция, в русле которой не только небожителей, но и обычных смертных гречанок стали нарекать цветущим именем Анфиса. Да и как иначе? Восхищённые мужчины всегда сравнивали прекрасную женщину с нежным цветочным бутоном! И сказал древний поэт:

Мирты с весенним левкоем сплету я и с нежной фиалкой;

лилий весёлых цветы с ними я вместе совью,

Милый шафран приплету и багряный цветок гиацинта;

и перевью свой венок розой — подругой любви…

В российский именослов имя Анфиса вошло в X-м столетии. Наибольшее распространение это имя получило в сердце России, в Сибири и на северных землях. Во второй половине века XX-го популярность имени возросла с выходом романа «Угрюм-река» пера тверского писателя-самородка Вячеслава Шишкова, персонажем коего явилась красавица Анфиса, человек яркой цветущей женственности и трагичной судьбы.

Оставлен след имени в фольклоре российского народа: томские девицы выводили на зимних вечорках душевно и лирично: «Ах, Анфисушка-душа, до чего ж ты хороша…».

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я