«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Алекса́ндр и Алекса́ндра
Имена эти имеют греческое происхождение, и финикийские корни.
В оригинальном имени Αλέξανδρος (Александрос) присутствуют две основы: Алексо — «покровитель»; и Андрос — основа, буквально переводимая как «мужей», суть родительный падеж выражения анер («муж»). Не муж в узком смысле брачного партнёрства, но муж как полноправный, инициированный член общества, воин и отец семейства.
В историческом плане основа Алексо — закрепившаяся в языке греков форма финикийского выражения Алеф, с введённой греками же буквой «кси». На раннем плане в семитических языках выражение Алеф передавалось единой буквой-пиктограммой.
Алеф — весьма непростая и многозначимая буква, стоящая на первом месте в финикийском (Алеф), греческом (Альфа), и арабском (Алиф) алфавитах. Алеф (א) — первая буква еврейской азбуки. А разве горячо любимая нами буква А не есть входная башня кириллицы, да и латиницы вкупе с ней?
В чём же могущество этой королевы эпистолярного жанра, существующей во множестве этносов вне времени и пространства? Культуры народов, религии и парадигмы развития разные, но буквица сия упорно живёт в ткани постоянно меняющейся картины мира. И никакая турбулентность бытия, никакой хаос, порождаемый и подогреваемый суетной тысячелетней вознёй гомо-сапиенсов не могут поколебать её монолитного пьедестала. Какие же силы хранят её? И что же она такое?..
В мистической символике Алеф выражает единство всего сущего, безграничную, чистую божественность. Название буквы происходит от слова, обозначавшего в праязыке человечества быка. Графически пиктограмма этой буквы и есть голова быка, символизирующая силу и мощь этого животного, и вместе с тем верховную власть.
В названии буквы Алеф содержится имя Всевышнего — Эл. Впрочем, не имя, а только словоуказание высшей сущности, Строителя Вселенной. Слово это столь древнее, что давно уж нет на земле и праха народов, помнящих ветхие времена, когда слово Эл почиталось именем ещё более древнего бога, породившего всё и всех. Забытое имя забытого божества: Ил, Иль, Илу, Иил, Эль, Эл… Сохранился лишь подтекст этого великого в прошлом имени — «божественный». Как сохранились и мелкие обломки былых культов Эла, полустёртые грани его ментального образа, настырно удерживаемые в генетической памяти человечества вопреки стараниям позднейших религий.
Сила Эла всегда числилась одной из его граней, и в этом смысле его соотносили с могучим быком. Только историки ныне могут поведать, как многие ближневосточные культуры поклонялись некогда богу Элу, изображаемому в виде быка в надписях и статуях. Выщербленные клинописью и временем таблицы на обожжённой глине хранят восторженные гимны, какими в древнейших верованиях славили люди Быка, ставшего их богом-тотемом, Прародителем человечества. Вместе с ним славили люди и божественную Матерь его — Небесную Корову.
Оттуда, из старины глубокой пришли к нам многие ключевые понятия, о чём мы по незнанию даже не догадываемся. Так, идея быка и пастушьего посоха перешла в современность в виде скипетра и короны монарха, вождя нации.
Идея, воплощённая в знаках, хранит извечную сакральную формулу: Высшая сила суть Высшая власть. Над всем и над всеми. И в идее той отражается извечная и недостижимая мечта сильнейших из алчущих власти смертных, их стремление уподобиться богам, и стать равными богам. Или ещё короче — мечта человеков изменить свою сущность и стать богами. Ибо верили алчущие, пусть и ложно, что обладание высшей силой и высшей властью присуще лишь истинно бессмертным, и неоспоримо указывает на их божественную сущность.
…На пространстве от Северной Европы до Индии Бык служил символом божественного могущества: вавилонский бог Мардук, скандинавский Тор; греческие боги Зевс, Дионис, Посейдон; египетские Ра, Осирис и Пта (в образе священного быка); месопотамские Эл и Ваал (солярный бог плодородия почвы и стад); индийские Индра, Адитья, Агни и Шива (сидящий на быке по имени Нанди); древнееврейский лунный бог Син и славянский скотий бог Велес. В минойской культуре бык — символ Великого Бога.
Рога быка повторяют знак неполной луны, его мощное тело — опору мира в ведической традиции. Как воплощение мужской силы бык ассоциировался с плодородными силами солнца и дождя, с бурей, громом и молнией. Быков-животных приносили в жертву божествам земли и землетрясений: «Быку возрадуется тот, кто Землей потрясает» — вещал в своих эпических рапсодиях мудрый грек Гомер.
Когда распалась могучая хеттская империя, острова Средиземного и Эгейского морей колонизировали критяне, сохранившие культ быка. Они называли его — ταῦρος (таурос). А за ними свою лепту в культивирование Быка внесли и финикийцы. Финикией, к слову, греки называли полосу на восточном побережье Средиземного моря, что простиралась от Посидия до Палестины (современный Ливан). Сами же финикияне считали себя ханаанеями, и за 3000 лет до Р. Х. Финикия и Кипр уже входили в состав обширной семитической империи. Это был весьма интересный народ моряков, торговцев и воинов. Морские торговые пути их были размечены факториями купцов и святилищами богов, ибо одно подкрепляло другое.
Просвещённые и многомудрые греки именно от финикиян обрели блага вавилонской и египетской цивилизации в виде мер и весов, ремесел, мифологических представлений и алфавита. В алфавите том, напомним, открывающей врата познания доминантой стояла буква Алеф!..
Взамен же прагматичные финикияне добывали в греческих водах моллюска, из раковин которого они монопольно получали знаменитый пурпур — краску для тканей. И продавали тот модный колор по всему миру, не исключая почитающую красоту Грецию.
Финикияне служили мостом между Востоком и Западом, поддерживали связь между разбросанными частями культурного мира, и заносили семена цивилизации туда, где их прежде и не бывало.
Религия предприимчивых финикиян находилась под мощным влиянием Вавилона. Их боги назывались Ваалы («владыки»), и почитались покровителями городов. Ипостасью силы Ваала служило воплощение быка — Алефа. Нуждаясь в помощи и защите, финикийцы призывали своего бога именем Алеф («Покровитель»).
А разве не так, по сути, поступаем и мы в нашем времени, призывая Господа?..
Женское божество Ваалат («владычица») занимало не менее важное место в культе, и отождествлялось с вавилонской богиней Истар (Астарта). Зримо Ваалат изображалась в виде женщины с рогами коровы и диском на голове — символом луны. В Карфагене её называли именем Тиннит, и от имени сего названы были древний город Тинитос, государство Тунис, и остров Тинос в Эгейском море. В карфагенской традиции супругом Тиннит был солнечный бог Ваал-Хаммон. Сын Эла, он олицетворял высшую справедливость. Ваал-Хаммон обеспечивал плодородие земли и мужскую силу человека, и особенно славился во всех островных финикийских колониях в образе Быка.
А острова финикийцы любили любовью не менее особенной. Как-то они заметили (а вот как?), что очертания двух расположенных рядом островов весьма напоминают фигуры быка и коровы, любовно смотрящих друг на друга. Такое сходство показалось им знаком Неба, и торговые гости воздвигли святилища своим покровителям. На большом острове с критянским названием Таурос (бык) — храм Ваалу, на малом — храм Ваалат (Небесной Корове), и назвали малый остров Тиннит, по личному имени богини. Умеющие жить поклонники Ваалов соорудили на этих парных островах торговые склады и корабельные пристани, ибо, как сказано прежде, одно помогает другому.
Много времени спустя регион стали контролировать греки. Остров Тиннит в греческом озвучании стал называться именем Тинос, а остров Таурос особо привлёк их религиозное внимание, и был переименован в остров Андрос. Высились острова эти в южной части Эгейского моря, в архипелаге Киклады. Высятся и ныне, что отлично видно на современной карте.
В географическом смысле Андрос — часть подводного порога, соединяющего Балканский полуостров и Малую Азию. Его долины от века дарили людям в изобилии хлеб, вино, масло, южные плоды, хлопок и овощи. Коровы и овцы тонкорунные вольно паслись на сочных лугах предгорий. Свежий воздух и медвяный запах трав дополняли картину рая земного. Воистину, кто-то из бессмертных покровительствовал чудесному острову!
— Небесный Бык, — поясняли старожилы.
— Дионис! — соглашались греки, любуясь бесчисленными щедрыми лозами виноградников, что живописно оплетали террасы холмов.
Бога вина и веселья Диониса-Загрея в Элладе традиционно изображали в виде быка. Поэты величали его в гимнах: «рожденный Коровой», «Бык», «Быковидный», «Быколикий», «Быколобый», «Быкорогий», «Двурогий». В статуях зодчих бог лозы представал одетым в бычью шкуру, с головой и рогами, откинутыми за спину. Порой же — ребенком с венком из виноградных гроздьев вкруг чела и с мордочкой теленка с прорастающими рожками из тыльной части головы. Художники любили изображать его и в виде младенца с головой теленка, сидящего на коленях у Матери.
На западном берегу острова греки возвели прекрасный храм Диониса. Когда-то там пели хоры, вино лилось вместо воды, и исступлённые вакханки, перевитые живыми змеями, носились с кликами в священную ночь. Поутру, утомлённые и истомлённые, пели они слова древнего гимна Дионису: «Приди же сюда, Дионис, в твой священный приморский храм; вместе с Харитами приди в свой храм, прискачи на бычьих ногах, о благодетельный Телец!». Жрецы свершали обряды на 14 алтарях, затем жена местного архонта-царя отправлялась в Буколеон (бычье стойло) вблизи пританея, и там, верили люди, интимно сочеталась сакральным браком с самим Дионисом…
Но, помимо красивых и приятных взорам церемоний, свершалось на Андросе не менее важное: остров сей служил местом амфиктионий, — так назывались религиозные бдения соседствующих союзных народов для общего почитания местного божества. Дионису приносились жертвы; делегаты назначали охрану храма и пожертвованных сокровищ, и наказывали святотатцев (пред ликом бога!). В русле амфиктионий ещё со времён критского господства при храме Диониса устраивались Ανδρει̃α (Андрии) — общие трапезы взрослых мужей. Отсюда, к слову, рожденное у греков выражение «мужество», и воплощение его в имени Андрей!
Умеренность царила там; в беседах застольных славили мужи степенные подвиги предков и рассуждали о добронравии юных. Юные же сидели поодаль, и внимали смиренно, закон принимая, что вскоре объявит их мужами зрелыми. Тогда лишь, и только тогда щит и копьё им вручит отчий полис, и служба на благо страны им будет открыта, и юную деву в жёны взять сможет каждый, кто мужем предстанет на Андросе острове, у ног Диониса, Быкорогого бога, что мужей полноправных Покровитель от века…
Именно в рамках таких амфиктионий-андрий почитался Покровитель мужей — Дионис! Буквально — Алеф андрос. И сам остров получил своё новое имя Андрос как центр важнейших для греков обрядов инициации полноправных и ответственных граждан: в честь «Быкоглавого» Алефа-Диониса, «Покровителя мужей».
Как всё важное и знаковое, по времени сей эпитет Диониса явился почвой для рождения в греческом мире имени человеческого — Алефандрос.
Именно так изначально звучало это имя! До принятия алфавита греки не имели в речи звука, какой традиционно обозначался у семитов буквой Алеф. Обозначение сей буквы у греков превратилось в «альфа», — и, как следствие, в современную нашу заглавную А. С последним звуком слова Алеф тоже возникла проблема выговаривания. Но прогресс, как известно, не стоит на месте, и в заимствованный у финикиян алфавит греки ввели гласные и ряд новых букв, среди которых букву ξ (кси), призванную близко передавать огласовку слов, заимствованных из чужих языков.
После коррекции алфавита греки примерно в VIII-м веке до н. э. эпитет Диониса выговаривали и писали уже как Αλέξανδρος (Александрос). Подобно стали произносить и мужское имя Александрос, и видеть в нём знаменательный смысл — «Покровитель мужей». Наречённый именем таким — верили — обретал покровительство Диониса!..
Имя сие получило высочайшую популярность в мире, невзирая на некоторую резкость звучания. Окуда же такой взлёт всеобщей любви к этому имени? Сие есть тайна бытия, обросшая многими напластованиями и попытками объяснить её. Самая, пожалуй, излюбленная из них — фигура первого носителя этого славного имени, каковым многие полагают легендарного завоевателя Александра Македонского.
И полагают ошибочно! Славный Александр, сын македонского царя Филиппа, был 3-м носителем этого имени. Ему имя Александр обязано славой тысячелетий; рождением же своим имя обязано человеку, память которого история хранит с не меньшим тщанием.
Однако, логично и несомненно то, что исключительно судьба первого носителя связана с рождением имени, и объясняет его в понимании своего времени…
Историческое сканирование показало, что первое упоминание о человеке с именем Александр относится к… XIII веку до нашей эры. И жил тот персонаж за 33 столетия до нашего с вами жизненного века!
На побережье Эгейского моря у входа в пролив Дарданеллы в современной турецкой провинции Чанак кале в минувшей эпохе блистал красотою архитектурных форм богатейший город Троады — Илион. Иначе его называли Вилуса, ну а мы знаем его под названием Троя. Знаем благодаря поэме «Илиада», написанной великим греческим драматургом Гомером.
Греки именовали троянцев тевкрами, или дарданами. Фригийцы, фракийцы и хетты населяли соседние к Трое области на землях современной Турции. Могучие хетты бились с Египтом за господство над Сирией, бились с народами моря, и с ассирийцами сражались нещадно. На землях хеттов, к слову, существовало вполне реальное царство легендарных амазонок — конных женщин-воительниц. Любопытно то, что главным воинским божеством и величайшей хранительницей государства хеттов почиталась женщина-богиня Сауска-Иштар, и с ней Солнечная Богиня Аринна. Воинственные и грозные в гневе дамы…
Видимо, в русле их культа сложился облик хеттов: их воины носили длинные (подобные женским) витые косы. Были они большеносые, смуглые и чернявые, и обликом походили на современных армян.
В начале XIII века до н. э. некий морской флибустьер Пиямараду при поддержке греков-ахейцев попытался взять на меч богатейшую Трою, контролировавшую торговый и военный путь из Анатолии на Балканы. Пират понимал цену своего риска!
Троя — Илион — Вилуса того времени являлась процветающим городом, торговые склады её были забиты транзитным шёлком, могучая цитадель надёжно защищала жителей и их благополучие. Горожане называли её «крепкостенной», «широкоулочной», «пышно устроенной», и постоять за себя троянцы вполне умели. Тем не менее, царь хеттов Мутавалли II пришёл на помощь соседям, отогнал захватчиков, и поддержал троянского царевича в борьбе за трон. Хетты называли царевича на фригийский манер — Алаксанду (или Александи). Сохранилась монета с его обликом и чеканным титульным именем — Александи. Благодаря сему раритету и хеттским записям на каменных стелах мы воочию видим реальность в истории человека, именуемого хеттами Александи.
А человеком тем был приснопамятный герой древнегреческого эпоса Парис, сын троянской царской четы Приама и Гекубы, виновник Троянской войны, и гибели Трои…
Само появление Париса в мире подлунном отнюдь не было прозаическим.
Легенды гласят, что напуганные некими знамениями родители отнесли опасного ребёнка в горы, и там его воспитали наёмные пастухи-фригийцы. Крепким рос паренёк, и как-то довелось ему в одиночку отогнать от стада алчных разбойников, за что пастухи нарекли Париса фригийским прозвищем Алаксанду. Нарекли за дело: мальчик защитил порученное добро, и защитил храбро и эффективно. Главное, уцелел и сам, и добычей разжился от поверженных злодеев по праву победителя. И увидели пастухи в событии том высший промысел, явное покровительство Неба. Потому и наделили прозвищем с адаптированным к нашему пониманию смыслом — «Богом хранимый».
Алаксанду было ещё не имя, только прозвище, но в силу седых от времени традиций прозвища нередко становились именами человеческими…
Дальнейшую судьбу Париса-Алаксанду подробно описывают греческие эпические предания. Судил юный пастух спор трёх богинь (Геры, Афины и Афродиты), золотое яблоко-приз вручил богине любви и красоты, и та до самой его гибели от отравленной стрелы помогала любимцу. В частности, украсть царицу Елену и казну её законного супруга, спартанского царя Менелая, в его отсутствие. Оскорблённый муж с объединённым воинством греков-данаев и союзниками осадил неприступную Трою.
Много позже Гомер в бессмертной «Илиаде» уж прямо назвал Париса новым его именем в греческом озвучании.
…И когда уже сблизились к битве идущие рати,
Вышел вперёд от троян Александр, небожителю равный,
С кожею парда на раме, с луком кривым за плечами
И с мечом при бедре; а в руках два копья медножалых
Гордо колебля, он всех вызывал из данаев храбрейших,
Выйти против него и сразиться жестокою битвой…
Данаи сразились. И после многотрудной осады хитростью греков-данайцев пал Илион, богатейший, прекраснейший город, словно жертвою страсти преступной, любви неразумной Елены и Александра-Париса, под росчерком прихоти богов. Теперь лишь руины о былой славе Трои скорбно стенают…
Судьба же медленно, но верно сучила свою нить, и завязала очередной узелок истории имени в Македонии — области на севере современной Греции.
В V-м веке до н. э. крупнейшие греческие историки Геродот и Фукидид описали династию Аргеадов — македонских царей. Вот что они излагали: «Из Аргоса бежали в иллирийскую землю трое братьев — потомков дальних Геракла. Перейдя горы, прибыли братья в Лебею — город в Верхней Македонии. Там подрядились за плату на службу к местному царю. Старший коней сторожил, средний коров выпасал, а младшенький мелкий скот обихаживал — коз да овец тонкорунных. Супруга царя варила им пищу, ибо в те времена стародавние никто не чурался труда, и даже царевны ткали холсты саморучно…
Обманул царь работников, и не выдал им платы по ряду. Вспыхнули было аргосцы, но гнев владыки лебейского затмил его разум. Снова братья бежали, и за рекою осели на землях других в Македонии, близ города Гордеон. Жребием свыше ту местность братья себе подчинили, а вскоре и всей Македонией прочно они овладели».
Для справки: руины фригийского города Гордеон и ныне живописно украшают окрестности современной турецкой деревушки под названием «Плоский курган», в 93 км юго-западнее столичного города Анкара!
Так, благодаря алчности лебейской возникла в Гордеоне династия Аргеадов, царей Македонии. В годах 498–454 до н. э. землями Македонии правил царь-Аргеад, гордо называвший себя именем славным Александрос, и имени тайну хранил государь неустанно. Уже не прозвищем, а полноценным именем величали его подданные. А прозвищем своим имел тот владетель слово Филэллин («Любящий эллинов»).
Сей государь счёл былое могущество хеттов и фригийцев, что прозвище Париса Алаксанду миру явили, для своей политики ненадёжным. Целью македонца виделось полное слияние его народа с перспективными эллинами-греками. И потому имя своё он произносил на греческий манер — Александрос. Союз с греками был нужен ему и для будущих битв с могущественными персами, завладевшими землями хеттов.
Забавный факт: сей царь македонцев был статью отмечен, и пожелал лично выступить на Олимпиаде, но отказ получил, обвинённый в варварском (негреческом!) происхождении. Блестящий дипломат, царь-архонт Александрос сумел убедить олимпийский комитет в своих аргосских (т. е. греческих!) корнях, и таким ловким ходом обосновал ГРЕЧЕСКОЕ происхождение себя и своего необычного для греков имени. О фригийском (троянцы были весьма близки к фригийцам) его происхождении более уж никто и не вспоминал…
Царские имена никогда не были случайными; имена венценосных особ обязательно содержали некий сакральный смысл, или девиз царствования, или воплощённую в слово идею, или указание на небесного предка-покровителя, что подчеркивало божественность власти монарха. Монеты времён первого Александра (в нашем произношении) содержат прижизненное изображение македонского царя. Изобразил себя правитель в рогатом шлеме, что чрезвычайно важно для последующего полного осмысления имени Александр!
Запомним это обстоятельство.
Следующий узелок в истории имени Судьба завязала в 359-м году до н. э., когда правящий македонский царь пал в битве с иллирийцами, а регентом его малолетнего сына стал родной дядя Филипп. В 23 года! Обстановка была сложнейшая, но умный и дальновидный стратег сумел купить дружбу одних соседей, и расположение других. Он был безусловно талантлив и энергичен! Даже враги признавали его выдающиеся способности. Филипп был непредсказуем в битве, и первым среди древних царей применил тактику зимней войны. Он нарастил и реформировал македонскую армию, сделал её лучшей армией своего времени, объединил греческие государства в Коринфский союз, и получил фактическую власть над всей Грецией! Восхищённые его харизмой македонцы объявили регента Филиппа своим царём.
Дальновидный Филипп крепко думал о генофонде своего народа, и создал придворную школу, где Аристотель и лучшие умы греческого мира обучали знатную и талантливую молодёжь риторике, мифологии, философии и литературе. И, естественно, воинской науке побеждать.
Вопрос нетерпеливых: какое отношение деяния Филиппа и сам он имеют к имени Александр?
Ответ нетерпеливым: самое прямое! Он построил его базу, когда осознанно назвал своего сына программным именем Александр, и всеми своими деяниями предопределил наследнику блистательное будущее.
Сын его, прославленный в мировой истории как Александр Македонский, стал третьим официальным носителем этого имени, но при том стал он первым в истинном величии человеком, и наполнил имя своё совершенно новым содержанием и смыслом!
Замысел Филиппа наложился на промысел Неба, как описывает одна старая легенда. А молва та гласила, что как-то в час поздний охваченный смутной тревогой Филипп заглянул в замочную скважину собственной спальни. Что увидел царь? Свою собственную супругу Олимпиаду… в объятиях огромного змея! И понял вдруг поражённый Филипп, что некий бог в облике рептилии овладел его царицей. Но утешил себя царь мыслью, что поделать тут ничего нельзя. С богом не поспоришь…
К супруге же охладел, и нашёл утешение в объятиях щедрых любовью красавиц, какими славился его двор, и богата была Македония.
Молва доносила также о том, что в последующей битве под Мефоном царь потерял глаз. Именно тот, — добавляли шутники, — каким подсматривал ревнивец за вожделевшим божеством. Должно быть, в наказание за любытство…
Умная, жестокая и честолюбивая Олимпиада была автором сей искусно запущенной сплетни. Она больше не думала о гуляке-Филиппе. Будущее принадлежало её сыну, её Александру, в жилах которого струилась кровь могущественного божества!..
Олимпиада уверила в том и всех, и себя, но главное — она передала пылкую веру в божественное происхождение (и яркую судьбу!) любимому сыну — Александру!
И Александр до конца дней своих истово верил преданию о божественном Отце. Как поверили и многие его подданные. О том, какой именно небожитель посетил Олимпиаду в царском алькове — говорить вслух среди подданных было не принято. И чревато! Но задача царицы в том и состояла, чтобы вселить народу веру в участие в зачатии некоего божественного покровителя Александра.
На роль небесного отца, по тайным её расчётам, лучше всего подходил Сабазий — весьма популярный тогда рогатый бог фригийско-фракийского происхождения.
Сабазия почитали Подателем благ и даже Владыкой Вселенной. Его оргиастический культ в V веке до н. э. проник даже в Афины, где совершался открыто и многолюдно, хотя и не все эллины принимали его безоговорочно. До неожиданного и знаменитого одобрения Дельфийского оракула…
Супруга Филиппа царица Олимпиада была ревностным адептом Сабазия, участвовала в его мистериях, и тайный выбор её был вполне обоснован.
Греки постепенно совмещали образ популярного фригийского бога с образом набирающего популярность бога Диониса. В орфических гимнах Сабазий в попытке спастись превратился в быка, но был разорван титанами. Лишь сердце его было спасено, и волей Зевса из него возрос обновлённый бог — Дионис Загрей. Повинных Зевс поразил молниями, из пепла же перебитых титанов произвёл он род человеческий. От титанов, полагали греки, люди соединили в себе божественное и человеческое, чистое и порочное.
Жрецы в храмах Сабазия вещали: «Бык породил Змея, и Змей породил Быка»… Потому как символом Сабазия во Фригии служил змей, а во Фракии — бык. Или человек с маленькими бычьими рожками!..
С такой иконографией Сабазий пришёл в македонские мистерии. Пляски со змеями, рёв приносимых в жертву быков, оргии хмельных вакханок, виноградные грозди в причёсках, и неистовые любовные наслаждения — всё это приятное, зрелищное и таинственное быстро перетекало из культа Сабазия в культ Диониса. И потому восприимчивые греки изображали Диониса то увитым виноградом зрелым мужем, то младенцем с головой телёнка, то воителем с лицом мужчины, и мордой быка на затылке…
…Александру было всего 20 лет, когда погиб его отец Филипп. В Греции и в северных областях, присоединённых Филиппом, смутное время решили использовать для освобождения от македонской власти. Ан не тут-то было! Наивные…
За два года юный царь угомонил взбунтовавшихся, и… обратил своё взор на Персию. О, Персия была грозным противником! Александр предъявил вольнолюбивым греческим городам веский аргумент — необходимость стряхнуть персидское владычество. Это понималось делом священным, особенно после жестокого нападения персов на прекрасные Афины. Разбив персов в битвах при Гранике, Иссе и Гавгамелах (кстати, эти битвы до сего дня изучают во всех военных академиях мира!), Александр полностью подчинил империю Ахеменидов, и взял под себя земли вплоть до реки Инд.
Так он создал крупнейшую мировую монархию древности.
Железные македонцы стали той силой, что выковала империю Александра. Но кроме силы и выучки существовала идея, наполнявшая армию стойкостью к лишениям в долгом походе военном! Благодаря идее Александр за 11 лет непрерывных боёв не проиграл ни единого сражения, и подчинил себе территорию, границы которой совпадали с древними представлениями о размерах всего тогдашнего мира. Секрет его успеха был в том, что победоносная идея зиждилась на божественном покровительстве Александру, отражённом в его имени!
Суть идеи базировалась на том, что Александр своей великой целью видел Восток. Дело представлялось колоссально сложным, и уверовавший в своё великое предназначение Александр практически нуждался уже не в абстрактном, но вполне реальном небесном покровителе. И не во второстепенном божке, а в обитателе Высшего круга на Олимпе. Серьёзном и авторитетном боге!
Выбор покровителя требовал безошибочного расчёта.
В преданиях народа три сына верховного бога Зевса успели допрежь побывать в Азии: поразивший Медузу-Горгону Персей, могучий воитель Геракл, и неутомимый странник Дионис.
Персей в покровители не годился, ибо не был он популярен в Македонии. Геракл, напротив, считался родоначальником македонской династии! За великие подвиги этот полубог был причислен в посмертии к сонму богов. Александр верил, что может стать вторым Гераклом, и в душе чтил героя как старшего брата. Опять же и на Переднем Востоке Геракл отметился славно. Любимый в народе, Геракл мог стать прекрасным стимулом и мерилом для подражания. С его именем уставшие воины легче бы переносили тяготы азиатского похода. Но… Геракл был полукровка, и в боги угодил лишь после смерти. И потому не был он безупречен, несмотря на все симпатии к нему!
В задуманном небывалом походе Александр нуждался в новом, «предельно божественном» имени покровителя. Чтобы столь же предельно эффективно держать в тонусе своих победоносных воинов. Иначе говоря, ему нужен был полноценный фетиш!
Задумано — сделано! На первый план для «политработников» армии Александра выступил новый стимулирующий персонаж, самый статусно-высокий сын Зевса — Дионис!
Геракл свершил великие подвиги, но в земной жизни он так и не поднялся выше статуса героя. А Дионис всегда числился «настоящим», чистокровным богом. И в Македонии его особенно чтили, ибо из пограничной с ней Фракии в Македонию переселились многие фракийцы, какие и привезли с собой культ Сабазия-Диониса.
В общем, всё складывалось.
Пропагандисты разъясняли, что Дионис несёт культуру и правильную религию всем народам. Тонкими речами его связывали с лидийскими богами и даже с египетским Осирисом. И такая связь делала Диониса как бы богом всех народов, населяющих бренный мир; и для такого бога не существовало границ меж государствами… Напоминали утверждения мудрого Еврипида о том, что Дионис со своей свитой прежде прошёл всю Малую Азию, Персию, Мидию, Бактрию и Аравию. Это был уместный и подходящий пример. Да и странствие Диониса при желании можно было представить как завоевание. Умов и душ неохваченных…
Александр и сам крепко уверовал в свою кровную связь с Дионисом. Как вспышка пришло озарение: Дионис его отец! Дионис удостоил семенем его мать Олимпиаду!..
По армии было объявлено, что Дионис прошёл и всю Индию. Что македонцы просто обязаны соревноваться с Дионисом в доблести, и как минимум — повторить его путь! Под водительством СЫНА ДИОНИСА, македонского царя Александра!
Страшная сила — внутренняя убеждённость в идее, пусть и самой невероятной!
Молва с новой энергией понесла подзабытую сплетню об альковной тайне Олимпиады. Дионис в краткое время получил столько почёта в армейских лагерях, что обласканные прежде жрецы богини победы Нике и Геракла грызли себе локти в приступах неутолимой зависти…
Дионис, — ликовали воины в зареве костров, — Отец нашего славного Александра!
От той поры эти два имени — незримого бога и юного полководца всё чаще упоминались рядом, и самое имя государя наполнялось ореолом его божественного происхождения! Восточные искусники-кузнецы поднесли новому господину дивный шлем из жаркого злата, украшенный витыми рогами. Появление царя в рогатом шлеме производило сильнейший психологический эффект, воины ревели в восторге, и бросали к ногам Александра всё новые покорённые земли. Былые владыки гибли под македонскими мечами, или склоняли покорные выи. И сомневающихся почти не оставалось…
Круг представлений замкнулся: ибо образом и ипостасью раннего Диониса служил образ быка. Быка разорвали титаны, но из сердца Быка возрождён был новый Дионис! Многие эпитеты отображали этот образ: «Быкорогий», «Рогатый», «Рогатый телец», «Двурогий», «Быколикий», «Быколобый», «Рождённый Коровой», и т. п.
Для повседневного напоминания о божественной сущности царя Александра стали изображать на монетах с небольшими аккуратными рожками. И не всегда быка!..
Восток имел свою специфику, где в силу укоренённых представлений шлему царя подобали рога барана, ибо ещё египетский Осирис олицетворялся в образе священного Агнца-барана. К слову: именно как отражение такого понимания в легендарном фильме «Джентльмены удачи» золотой шлем украшен был именно бараньими витыми рогами!
Точный расчёт идеологов Александра полностью оправдался, когда во всём Восточном мире македонского воителя стали величать именем Искендер Двурогий!
Не обошли славословиями и любимого коня Александра, подаренного ему отцом ещё в младом возрасте. Юный царевич — самолично! — назвал своего жеребца именем Буцефал («Быкоглавый»). Ищущий понимание да обрящет…
Волею судеб звезда Александра на небосклоне славы оставила немного места мерцающим искоркам других, более ветхих днями персонажей с этим именем.
А имя Александр в новом осмыслении представлялось современникам уже не просто как упоминание о некоем небесном покровителе Алефе, но как эпитет могучего бога Диониса, отца могучего сына, Покровителя мужей, великих доблестью и отвагой. Т. е. ведомых Александром македонских воинов!
И только безжалостное Время, над каким не властны ни боги и ни герои, изгладило из памяти смешавшихся народов такое прицельное понимание имени Александр. Остались лишь тени исконного смысла, и с ними измышления и догадки.
Впрочем, осталась история, зафиксированная именем человеческим. История, над какой не властны оказались победители…
Уместно пояснить, что с последней буквой финикийского слова Алеф у греков возникла проблема озвучания. Но прогресс не стоит на месте, и в заимствованный у финикиян алфавит греки ввели гласные и ряд новых букв, среди которых букву ξ (кси), призванную близко передавать заимствованные звуки. После коррекции алфавита греки примерно в VIII-м веке до н. э. эпитет Диониса уже выговаривали и писали как Αλέξανδρος (Александрос). По времени так стали произносить и личное мужское имя Αλέξανδρος (Александрос).
В российский именослов имя Αλέξανδρος («Покровитель мужей») пришло из Византии в X-м столетии н. э. В кириллице писалось имя сие долгое время с греческой буквой ξ. Однако, в 1708-м году государь Всея Руси Пётр I утвердил в качестве русского алфавита гражданский шрифт, в котором отсутствовали буквы пси, кси, омега и юс. С тех пор в русском алфавите буква ξ больше не использовалась, а имя получило современное написание Александр, и в женской форме Александра.
Женская форма имени — Александра — унаследовала смысл мужского оригинала: «Покровительница мужей».
Два великих носителя имени этого — греческий царь-завоеватель Александр Македонский, и защитник земли Русской светлый князь Александр Ярославич, величаемый Невским — пребывали веками в трепетном почитании и любви на Руси Великой.
Оставлен след имени сего в народном календаре: на день Семи дев (Александра иже с ними) — 31 мая — смотрели дубовый лист: коли развернулся, то земля принялась за свой род. А если на дубе макушка с опушкой — приговаривали сами себе: «будешь мерять овёс душкой». В Александров день — память его 12 сентября — суеверные крестьяне заговаривали ниву на будущий урожай, завивали ячменные стебли с льняными и овсяными. Примечали: коли накануне журавли на Киев (юг) потянулись — быть ранней зиме.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других