1922 год. Москва. В знаменитом кафе «Домино» на Тверской улице собирается самая разношерстная публика: артистический бомонд, поэты и художники, бандиты и бывшие уголовники, новоиспеченные «генералы» Гражданской войны, а так же сотрудники милиции и ОГПУ, которые внимательно наблюдают за всеми посетителями и собирают информацию, помогающую в раскрытии многих преступлений, совершенных в Москве. Не последнюю роль во всей этой криминальной истории играет главный герой романа — талантливый журналист Олег Леонидов, который удивительным образом каждый раз оказывается в самом центре разворачивающихся событий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тени кафе «Домино»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Кафе «Домино»
В Кафе «Домино» под потолком висел слоистый дым. На эстраде поэт в бархатной блузе и веревкой вместо банта уныло завывал:
— «Я хочу тебя голую, голую, голую…
Его практически никто не слушал.
Только за одним столом рядом с эстрадой экзальтированная девушка с восторгом глядела на него, да трое в странных блузах с моноклями внимали поэзии.
Один из них вскочил, встряхнул кудлатой головой и крикнул:
— Тихо, хамы! К вам спустился поэт!
Из-за стола вскочил Есенин.
— Ты что, Мишка, с ума съехал, нас хамами называть. Леону разрешили читать, гонорар — бесплатный стол. Вот сидите и пейте.
— Сережа, ты посмотри, люди не любят поэзию!
— Миша, люди поэзию любят, но хорошую.
— Ты хочешь сказать… — поэт Миша угрожающе задвигался.
— Что хотел, то и сказал, а будешь грозить, я тебе ноги вырву и к плечам пришью.
— Да сядь ты, Мишка, — загомонили за столом. — Не связывайся с ним, он же хулиган.
Только девица продолжала смотреть на эстраду влюбленными глазами.
В углу у окна расположилась Баронесса с двумя хорошенькими дамами. Они мило беседовали и пили чай с пирожными местного приготовления.
За соседним столиком гуляли хорошо одетые мужчины, явно провинциального вида.
Один из них повернулся к столу Баронессы:
— Плачу, сколько скажешь за удар. Пошли на лестницу.
— Ты умишко-то совсем пропил, — засмеялась Мария, — а ну, отвали.
— Да ты знаешь, кто я? — крикнул мужик.
— Налетчик ты с гондонной фабрики, сиди тихо, за меня есть, кому слово сказать.
— Ты, бандерша, я тебя… — он вскочил, покатился с грохотом стул.
Из-за соседнего стола поднялись двое крепких ребят, одетых с подчеркнутым шиком.
— Ты у себя в Самаре гуляй, а у нас хороших людей не обижают.
— Да, я что, я ничего, только баба эта меня перед всем кабаком позорит.
— Переживешь. Это наш человек. — Кот взял его за плечо, толкнул и тот уселся на стул.
— Вот и ладушки. — Он повернулся к баронессе, — не прогонишь? Я к тебе на минутку присяду.
— Да хоть на весь день, Спиря, тебе мы всегда рады.
За одним из столов сидела компания молодых людей в кожаных куртках из дорогого хрома. На столе у них было все свое. Порезанный круг колбасы, сало, сыр и спирт.
У стены за тремя сдвинутыми столами сидела шумная актерская компания. Прелестные дамы и мужчины всех возрастов.
На столе — чашки с кофе, тарелочки с котлетами.
Актер с наружностью благородного отца ткнул вилкой в котлету.
— Други, котлетки-то из-под дуги.
Все захохотали.
Он подождал, пока его коллеги утихнут и продолжал:
— Их с водочкой вкушать надо.
— А где ее взять, — вздохнул молодой красавец актер.
— Пойду на промысел, — картинно взмахнул рукой благородный отец.
За столиком, почти у самого входа, сидели Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, Николай Клюев и Олег Леонидов.
К столу подошел журналист Щелкунов, пожилой человек, знаменитый на всю Москву Книжник.
— Олег, — я достал, что ты просил, — он протянул Леонидову маленькую книжку, завернутую в газету.
— Ой, спасибо, Андрюша, милый ты мой, что я тебе обязан?
— Нет, — замахал руками Щелкунов, — никаких денег. Ты за это отдашь мне второе издание маркиза де Кюстина.
— Это же грабеж, — охнул Леонидов.
— Ну, как хочешь, — Щелкунов протянул руку.
— Нет, нет, — Леонидов закрыл книгу рукой, — согласен, кровопийца.
— Тогда я завтра к тебе зайду. Заодно принесу интересный материал о разграбленных библиотеках.
— Чудно. Жду после одиннадцати. Кстати, Андрюша, ты не знаешь, где Саша Гибер?
— Конечно, знаю. Он из газеты ушел в Кинокомитет. Стал кинооператором, пишет сценарии. Сейчас он в петровском парке на бывшей студии «Талдыкин и Ко», снимает бессмертную картину «Комбриг Иванов».
— Спасибо, Андрюша, огромное спасибо.
Леонидов развернул книгу.
— Иннокентий Анненский, — вслух прочитал Мариенгоф, — «Кипарисовый апрель». Олег, Неужели, ты читаешь эту чушь?
— Не только читаю, но и собираю, Толя.
— А кого ты из поэтов любишь?
Леонидов улыбнулся:
— Сережку люблю, всего люблю, когда плохо на душе, перечитываю, наизусть учу…
— Ах ты мой дружок дорогой, — Есенин обнял Леонидова, положил ему на плечо голову.
— Твои стихи, Толя, тоже люблю, но не все.
— А что именно, — наклонился через стол Мариенгоф.
— «Магдалину» люблю очень.
— У тебя хороший вкус, — довольно улыбнулся Мариенгоф, — а кого еще?
— Владимира Нарбута, Колю Гумилева покойного, жену его Горенко-Ахматову, Мандельштама…
На плечо Леонидова легла рука.
— А меня? — раздался зычный бас.
Олег поднял голову, вскочил.
За его спиной стоял Маяковский, с папиросой в углу рта.
Они обнялись.
— Конечно, люблю всю твою лирику.
— И на том спасибо.
— Ты будешь читать?
— Нет.
— Садись с нами.
Маяковский посмотрел на Есенина и засмеялся:
— Не бойся, Сережа, я по делу.
— А я и не боюсь, — задиристо ответил Есенин.
Маяковский подошел к столу, за которым гуляла компания в дорогой коже.
Навстречу ему из-за стола поднялся человек.
— Ну, что, Глеб? — спросил Маяковский.
— Все в порядке, Володя, извини, когда играли, не рассчитал.
Он протянул поэту деньги.
— Мой проигрыш. Садись с нами, выпей.
— Не могу, у меня через час игра. Серьезная.
Маяковский повернулся и пошел к выходу.
— Вот же устроилась сучка Лилька, — мотнул кудрявой головой Есенин, — с двух мужиков сосет.
— Один — поэт, второй — Брик, в ЧК хорошую зарплату и неплохой паек получает, — уточнил Мариенгоф.
— Да она сама чекистка, — Есенин оглядел стол, — а выпить нечего?
— Сейчас устроим. — Мариенгоф подозвал официанта, зашептал ему в ухо.
Официант сначала отрицательно качал головой, потом улыбнулся, закивал утвердительно.
— Сейчас принесут, — довольно произнес Мариенгоф и оглядел друзей, небрежно улыбаясь.
— Кстати. Олег, — Мариенгоф сел, мы не закончили наш диспут. Значит, ты враг модернизма. А как ты относишься к Мейерхольду?
— Не понимаю и не люблю.
— А что же тебе нравится?
— Декорации на сцене, задники красивые. Нормальные актеры, произносящие нормально замечательные слова. Если увижу Мейерхольда, сам ему скажу. Не трогай классику. Пиши сам пьесы и пусть там на сцене произносят монологи верхом на верблюде.
— Правильно, Олежка, — Есенин стукнул кулаком по столу, — гад этот Мейерхольд, он у меня Зинку увел.
Красавец-актер Павел Массальский подошел к эстраде.
— Слушай друг, отдохни немного. А?
Поэт подавился непрочитанной строкой.
— Почему?
— Устали мы, давай лучше песню послушаем.
— Быдло! — Завизжала влюбленная девица, — мужичье!
— Возможно, — миролюбиво улыбнулся Массальский, — очень может быть, но пусть ваш друг отдохнет.
Поэт поправил галстук-веревку и пошел к столу.
— Таня! — крикнул Массальский, — просим.
Из-за стола встала красивая актриса, с гитарой.
Она поднялась на эстраду и запела.
Романс был грустный и незнакомый.
Актриса пела о тяжелом времени, о далекой Москве, о любви и тоске, ожидании встречи.
Кафе затихло. Грустная музыка, щемящий нежный голос актрисы плыл над столиками.
Леонидов слушал романс и видел Лену, аллею в Сокольническом парке, по которой они шли, удаляясь от трамвайных путей.
Актриса замолкла.
Зал взорвался аплодисментами:
— Браво!
— Спасибо!
— Еще!
— Молодец!
Двое в коже подошли к актерскому столу.
— Татьяна Сергеевна, — сказал Глеб. Он пристально посмотрел на актрису и усмехнулся. Недобро, со значением.
— Татьяна Сергеевна, господа артисты, вы украшаете нашу жизнь. У нас нет цветов, но примите от чистого сердца.
Он положил на стол круг колбасы и поставил две бутылки с темноватым напитком.
— Это, друзья, спирт. Чистейший ректификат, настоянный на рябине.
— Это лучшие цветы, которые я видел в жизни, — картинно повел рукой благородный отец. Спасибо вам, други.
В кафе появился молодой человек в новенькой темно-зеленой тужурке инженера путейца, на бархатных петлицах были видны следы срезанных знаков различия, остались только железнодорожные эмблемы.
Пальто с дорогим шалевым воротником было небрежно перекинуто через руку, частично закрывая плотно набитую сумку.
Баронесса увидела его и засмеялась:
— Сонечка, твой воздыхатель пришел.
Сонечка, красивая блондинка, замахала рукой.
— Сашенька!
Шикарный железнодорожник подошел, поцеловал дамам ручки, сел за стол.
— Скудно, скудно, — он окинул взглядом чашечки с кофе, пирожные местного производства.
— Что делать, наши угощения не для такого шикарного кавалера.
— Именно, — Сашенька достал из сумки две бутылки вина, высыпал на тарелку изюм, выложил на стол красивые красные яблоки.
— Господи, какая прелесть, — Соня поцеловала его в щеку, — откуда?
— Из далеких теплых краев.
— Шикарно живешь, Александр Дмитриевич.
Спиря Кот откупорил бутылки, разлил вино по бокалам. Пригубил.
— Батюшки, это же натуральный крымский портвейн. Сто лет его не пробовал.
Все выпили.
Сонечка обняла Сашу, тихонько вынула из сумочки футляр, открыла.
На бархате лежал сапфир в бриллиантовой оправе на плоской золотой цепочке.
— Богатая вещь и красивая, — Саша закрыл футляр.
— Я ее безумно хочу, — с придыханием прошептала Соня.
— Я же тебе совсем недавно бриллиантовый перстенек подарил.
— Когда это было — капризно ответила Соня.
— Александр Захарович, — вмешалась баронесса, — вы такой шикарный кавалер, торгуетесь с любимой женщиной.
— Сколько стоит эта красота?
Соня наклонилась и зашептала в ухо кавалеру.
— Ого. Неплохо, — покачал головой Саша, — у меня сейчас таких денег нет.
— Так заработать надо, — наклонилась к нему Баронесса.
— Как?
— Научу. Будешь богатым, очень богатым. Я вам завтра телефонирую на службу, сведу с хорошим человеком.
На эстраде вновь поэт читал нечто унылое.
Его никто не слушал, даже его друзья, которые пили дармовой разбавленный спирт.
Зазвенели шпоры. И в кафе появился Саблин, рядом с ним красивая, прекрасно одетая дама, сутулый человек в коричневом костюме и вездесущий адъютант.
Саблин увидел Есенина и Мариенгофа и пошел к ним, раскинув руки для объятия.
— Вот жизнь, — язвительно сказал Мариенгоф, — еще шесть лет назад командовал книжным складом у папаши, а теперь красный генерал.
— Более того, был наркомом на Украине, по-старому, министром, — усмехнулся Леонидов.
— Юрка!
Есенин обнял Саблина.
— Вот порадовал. Надолго в Москву? Ордена-то за что?
— Не знаю, это решают там, — он ткнул пальцем в потолок, а «Красное Знамя» за Кронштадт.
— Ну, давай садись и дружков своих зови.
— Друзья, — Саблин подошел к столу, — позвольте представить вам поэта, знаменитого боевика-террориста, одного из ответственных работников ЧК Якова Блюмкина.
Блюмкин подошел к столу. Сел без приглашения. Оглядел всех прищуренными глазами.
— Как же, как же, — мило улыбнулся Леонидов, — вы, мне помнится, убили германского посла Мирбаха…
— Я много кого убил.
— Неужели, — ахнул Есенин, ты кончил Мирбаха? Я помню, об этом много писали. А стихи почитаешь?
— Я же поэт…
— Поэт расстрелов, — жестко сказал Леонидов.
— Да, все это было. Я вас помню, Леонидов, вы писали об убийстве Мирбаха, я одному вам дал интервью.
— Я помню и благодарен вам, сделал сенсацию.
— А сейчас я могу сделать так, что вы будете давать мне интервью в расстрельном подвале. Совсем недавно вас задержали в притоне и арестовали, но, к сожалению, выпустили. Так я могу тебя опять туда отправить.
— А ты меня не пугай. Меня охранка пугала, контрразведка штаба императорской армии пугала, а я не испугался, а эти люди были не тебе чета.
Блюмкин полез в карман, вытащил браунинг, положил его на стол.
Все замерли.
Их этого же кармана он достал пачку денег, вперемежку советских и франков, потом вытащил массивный золотой портсигар, закурил.
— Я пошутил, Леонидов, пошутил.
— Я тоже пошутил.
— Испугался?
— Тебя? Нет. Мне на фронте за храбрость Георгия дали.
— Знаю, знаю, — Блюмкин в упор посмотрел на Леонидова, — мне известно, что ты на Кронштадт шел и пулям не кланялся, тебе орден хотели дать, но социальное происхождение подвело, поэтому наградили именным маузером. Где ствол, репортер?
— Я серебряную табличку снял, а маузер отдал в Уголовный розыск.
— Маузер! — ахнул Мариенгоф, — зачем?
— Чтобы от такой жизни не застрелиться. А если серьезно, я не люблю оружие.
— Вот и прекрасно, — засмеялся Саблин, — друзья, я пришел с любимой женщиной и другом к вам, моим дорогим людям. Свирский!
Адъютант подскочил.
— Неси.
Через несколько минут адъютант и шофер вдвоем внесли два ящика.
На столе появилось шампанское, коньяк, ликер и дорогие закуски.
— Друзья, давайте выпьем за встречу, давайте загуляем, как в старые добрые времена.
Он выстрелил пробкой шампанского.
Леонидов подошел к актерскому столу.
— Не приютите?
— Как же ты, Олежка, от такого изобилия сбежал? — засмеялся благородный отец, — от шустова и шампани за наш скудный стол.
Леонидов вынул из кармана бутылку спирта, поставил на стол.
— Моя доля в вашем пиршестве.
— Умница, дай я тебя расцелую.
Благородный отец обнял Леонидова.
— А я, друзья, к вам по делу.
— К нам? — удивился Массальский, — это что-то новое.
— Никак пьесу сочинил? — хлопнул Леонидова по плечу благородный отец, — о делах потом, сначала выпьем.
Все выпили спирт, даже дамы.
— Ну, вещай, что за дело?
— Я получил письмо от Лены Иратовой.
— С Юга? — спросила певица Татьяна.
— Да.
— Как она?
— Много снималась, кажется удачно. Талдыкин выхлопотал ей французский паспорт…
— Париж, — мечтательно сказал один из актеров.
— Она отказалась ехать.
— Дура, — ахнули актеры.
— Так какое дело? — спросил благородный отец.
— Она хочет вернуться к Таирову.
— Зачем? — вмешался Массальский, — Ленка Иратова — талантище. Мы поговорим с Константином Сергеевичем, он ее возьмет в МХТ. Приходи завтра часа в три в театр. Как раз у нас репетиция закончится.
— Олежка! — крикнул Есенин, возвращайся скорее, мне без тебя грустно.
— Иду, — Леонидов выпил рюмку, — спасибо, друзья, вы хорошие люди.
Леонидов подошел к столу.
Блюмкин усадил его рядом с собой.
— Давай, Олег выпьем, станем друзьями. Кто мне друг, у того туз пик на руках.
— Давай, Яша, выпьем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тени кафе «Домино»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других