«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Борисла́в
Это имя имеет южнославянское происхождение, и содержит в себе основы: «борьба, бороться» и «слава». В вольном переводе с древнеславянского — «славный воитель», «прославленный в битвах».
Первая основа имени имеет удивительную и богатую историю. Понятие БОРИ присутствует во многих языках мира, и несёт в себе, на первый взгляд, не вполне единый смысл. Но в действительности возможные значения в различных языках описывают только разные грани одного предмета. Примеров тому удивительное и невероятное множество. Читать нижеследующие лексемы следует внимательно и предметно.
Так, скандинавы густой сосновый лес называли borr, а сосновую иголку — barr.
Англичане же свой лес именовали bear (wes).
Известная на Кавказе гора Эльбрус свой топоним производит через персидское Elburz, в свою очередь заимствованное из авестийского языка: где Нагa — название гор + brzaiti «высокий».
В готских именах нередко встречается основа bergō, придающая смысл «защиту (имеющий)».
На балтийских землях некогда повелось называть бургами укреплённые частоколом заострённых брёвен поселения. Славяне подобные фортификационные сооружения называли городищами. Банальное слово забор также суть ряд связанных между собой досок или кольев.
Литовское baras означает «часть поля, которую один жнец или сеятель обрабатывает за один раз», а всё поле в этом смысле измерялось в барасах, т. е. общим временем обработки, или дневной нормы.
На верхненемецком наречии bara — «огороженная земля», а bar — «барьер, ограда». Греки подобным словом именовали участок земли, или одну борозду.
Не менее привычное нам слово берег связано с верхненемецким berg «гора», каковое немцы наследовали от своих предков готов с их bairgahei — «горы».
Авестийцы произносили barzah — «гора, высота»; арамеи (на их языке говорил Христос!) — barjr «высокий»; кимвры — bre — «гора, холм»; ирландцы bri — «гора»; албанцы — burg — «гора, горный хребет».
Барма — наплечное и нагрудное украшение славянских князей — имеет своим истоком древнеисландское выражение barmr — «край, берег».
Упомянутые готы от своего baurd подарили нам современное bort — «край, борт корабля».
Бориной или оборкой предки наши называли сборку на платье, складку или морщину на коже.
Неизбывное мужское занятие — бритьё, также имеет корень бор, а самое слово восходит к древнеиндийскому глаголу со значением «ранить»; и к авестийскому pairibrinaiti — «обрезать вокруг», от broira — «лезвие». Рядом с брить исконный мужской атрибут борода — волосяной покров на подбородке и щеках.
Бортью на Руси прозывали дуплистое дерево, или пень-дупляк, в котором заводили пчёл. Всякая борть представляла собой колоду с рублеными острыми краями.
Любимое в России блюдо борщ традиционно готовится из красной свеклы. Но самое название блюда с корнем бор говорит о том, что готовили его в прежние времена из борщевника — растения с острыми листьями. Здесь опять виден искомый корень, родственный с древнеиндийским bhrstis «зубец, острие, край», верхненемецким burst, древнеисландским bursti — «метла из жестких волос». Где-то очень близко немецкое Borste — «щетина»; Burste — «щетка; ирландское barr — «макушка, верхушка».
Далее ряд родственных понятий ещё удивительнее: в наше время бураном принято называть ураганный колючий ветер с метелью.
Турки этим словом обозначают нечто вертящее, сверлящее или колющее.
Казахи произносят boran, а в чагатайском языке выражение boraan, buraan суть «вихрь, сильная буря, наводнение, волна».
Далёкие от казахов итальянцы в Юлийских Альпах и на Адриатике сильный и порывистый северный ветер называют bora; аналогично называется печально знаменитая черноморская буря, время от времени сокрушающая побережье между городами Новороссийск и Туапсе. Такая буря образуется при вторжениях масс холодного воздуха, который, переваливая невысокий хребет, сравнительно мало нагревается и с большой скоростью «падает» по подветренному склону к тёплым водам моря.
Подобная тактика катаклизма весьма напоминает охотничью тактику снежной кошки. Ирбис — или барс! — караулит свою добычу у троп, солонцов, водопоев, затаившись на скалах. Улучив момент, барс обрушивается с вершины скального уступа на животное подобно черноморской буре, и совершенно не случайно сходство в их названиях!
Грозный воитель Александр Македонский за стремительность своих атак в исторических хрониках также уподоблен барсу (пардусу): «…и скочи аки пардус со многою силою на восточные страны и грады, и ярость и черменьство, и внезапу перелетети всю Вселенную с похвалами и победами провещавая».
Мифический бог северного ветра Борей, по легенде, жил в тереме на вершине горы у истоков рек Великой Скифии, за которым, по представлениям греков, простиралась загадочная Гиперборея (Крайний Север). В аллегориях четырех времен года Борей символизировал Зиму (лютую; отсюда — отчасти — и являлся ранним Дедом Морозом).
На Руси же некогда почиталась Бора — богиня буйного ветра, грозы и урожая. Её имя и сегодня слышится в названиях городов Бористен, Боричев спуск, Борисполь, Борусень (Велесова книга), Борыничи.
У полабских славян подобно чтилась Боруссия — богиня войны. Бронью, или боронью издревле называлась защитная, с нанизанными металлическими пластинками или кольцами одежда доспешного воина. Та же кольчуга у готов называлась brunjft, у германцев brunna, у исландцев и шведов brynja, у норвежцев и датчан brynje, у древних англов — byrae. На старо-французском нагрудный доспех звучал как broigne, именно такой носил герой «Песни о Роланде». В кельтских языках: на древнеирландском bruinne — «грудь», а на языке кимвров bryn значит «холм»…
Бесчислен ряд примеров, в которых корень БОРИ так или иначе можно описать как «острый, высокий, колючий, режущий», и — всегда! — «повторяющийся». Лесной бор, борода на лице, забор, щетина, механический инструмент бор — все эти понятия соответствуют описательной формуле.
Несомненно, что присутствие основы БОРИ в различных языках свидетельствует о глубокой древности понятия, когда рисунок народов на карте мира был иным, и говорили люди на языках, близких к единому протоязыку. И потому готы понимали славян, а кимвры — готов…
У древних русичей водилось выражение оборить — «разрушить», у соседей-чехов говорили oboriti, подразумевая «обрушиться, наброситься, напасть». Бороться, считали предки наши, значит добиваться победы или успеха в каком-то деле или начинании. Но на более глубоком плане бороться означало стремиться к цели, преодолевая сопротивление.
Это исключительно важный момент для понимания! Враг или мирный противник в обрядовом поединке всегда сопротивляется, и победитель тот, кто сломил сопротивление, оборил соперника! Чаще русичи в понятие боронь вкладывали подтекст «оборона, защита», и лишь потом боротяси могло обретать наступательный смысл «воевать, биться».
Возможно, такой приоритет говорит о миролюбии наших пращуров, в большинстве случаев защищавшихся от внешних врагов, что подтверждают и скандинавские хроники. Отсюда бороться — значит противиться всеми силами, телесно или душевно, какому-либо насилию, влиянию, действию; биться или предпринимать усилия, стараясь одолеть сопротивление, помеху, нападение. Боритель же в таком случае — борец-победитель, поборовший противника, или одолевший помеху.
Указание на первоисточник рождения понятия БОРИ сокрыто в ещё более древнем временном пласте, когда мир ещё не знал профессиональных вооружённых формирований и предпринимаемых ими набегов с целью добывания богатства и славы — в эпохе расцвета земледелия. Память о тех временах седых сохранилась в слове БОРОЗДА, означающем длинный прорез на поверхности земли, оставленный сохой, ралом, а позднее — плугом. Исток первой основы имени Борислав сокрыт в древних лексемах бороздить, боронить, борить (пахать!), что в аграрной традиции предков наших и означало битву с целиной, преодоление сопротивления слежавшейся земли, отвал лемехом длинных, перемежающихся борозд с острыми краями, и в конечном итоге победу земледельца над пашней во имя урожая, и самой жизни! Неспроста и древние албанцы под словом bare понимали «тяжесть, груз», как будто предвидя тяжесть труда пахаря и груз плуга, отваливающего пласты плодоносной земли…
Второй корень имени — слава. У древних славян принято было воинам могучим, князьям и прочим видным людям в честь заслуг и отличий великих петь славу. Так называли некогда величальный гимн на Руси. «Обрёл славу» — говорили об удостоенном величальной песни. И только много позже понятие слава обрело современный смысл — репутация человека, его заслуги и отличия.
Старинный кодекс чести наших пращуров одним из главных достоинств человека определял стремление к славе. «Жить и умереть со славой», «Слава оружию русскому», «Славен будь делами своими», «Не променяй славу на бесчестье» — такими словами русичи напутствовали сыновей своих на жизнь и на битву. Смысл имени — «живи по чести и радей о славе, дабы делами твоими крепла отчая земля и гордились потомки твои».
В первородном смысле значение имени Борислав можно описать как «славный в битвах воитель», иначе — герой, отмеченный как бессмертными богами, так и почестями соотечественников. Болгары, македонцы, сербы, хорваты, горанцы, боснийцы, черногорцы, словены — для всех этих южнославянских народов имя Борислав родное и привычное. Не чужое имя сие и для многих других народов славянского корня.
На Руси наибольшее распространение имя Борислав получило на Волге, в сердце России и в её юго-западных областях. Уважение к имени отразилось в словах народной песни: «Во зелёной во дубравушке ждал любаву Бориславушка; чу! идёт, пришла желанная, сердца радость долгожданная».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других