1922 год. Москва. В знаменитом кафе «Домино» на Тверской улице собирается самая разношерстная публика: артистический бомонд, поэты и художники, бандиты и бывшие уголовники, новоиспеченные «генералы» Гражданской войны, а так же сотрудники милиции и ОГПУ, которые внимательно наблюдают за всеми посетителями и собирают информацию, помогающую в раскрытии многих преступлений, совершенных в Москве. Не последнюю роль во всей этой криминальной истории играет главный герой романа — талантливый журналист Олег Леонидов, который удивительным образом каждый раз оказывается в самом центре разворачивающихся событий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тени кафе «Домино»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Квартира Леонидова
Леонидов укладывал поленья.
В прихожей они уже лежали ровно и надежно, а в комнате еще царила разруха.
Леонидов взял несколько газет, сунул в печку-буржуйку, положил туда дрова и зажег спичку.
Печка занялась сразу, и даже загудела.
Леонидов закурил.
В дверь постучали.
— Ну, кого еще несет? — Леонидов, переступая через поленья, пошел открывать дверь.
На пороге стоял молодой человек в серой пушистой кепке и добротном пальто.
— Здравствуйте, Олег Алексеевич.
— Господи, Гоша, я вас не видел целую вечность.
— Служба.
— Три года прошло, как вы в угрозыске работаете, а стали настоящим сыщиком. Заходите. Вы по казенной надобности или в гости?
— В гости. Не прогоните?
— Что вы, прошу. Ваша контора через два дома от меня, а видимся редко.
Георгий Тыльнер вошел в комнату.
— Олег Алексеевич, у вас здесь стихийное бедствие.
Тыльнер снял пальто и начал собирать дрова.
— Гоша, я сейчас, будем пить кофе. Хотите кофе?
— Нынче кофе странный.
— Нынче жизнь странная, а кофе у меня есть натуральный.
— Сухаревка неистребима.
— Зачем же Сухаревка. Мой приятель — заместитель Луначарского. Вхож в Кремль. Он и купил мне в тамошнем кооперативе «Коммунар» пакет кофе.
— Огромные деньги?
— Гоша, я заплатил за это копейки. В «Коммунаре» есть все. Телятина, фрукты, шоколад «Эйнем», который, кстати, обожает Ленин, конфеты, масло. Все. Как бывало в «Елисеевском». Неужели не слышал об этом гастрономическом рае?
— Слышал, конечно.
Леонидов поставил кофейник на буржуйку.
Когда вода закипела, он щедро насыпал из стакана кофе.
— Господи, — тихо сказал Тыльнер, — запах из прошлого, доброго, милого прошлого.
— Ностальгируете, Гоша? Прошу к столу.
— Минутку.
Тыльнер вынул из кармана пальто сверток.
— Нынче в гости с пустыми руками не ходят.
Он подошел к столу, развернул бумагу.
— Вот это да! — удивился Леонидов, — белая булка и ветчина. Никак уголовный сыск пускают в гастрономический рай?
— Нет, мой дорогой, у нас свои возможности.
— Мне бы так хоть денек пожить.
— Не прибедняйтесь.
— Не буду.
Олег поставил на стол красивые чашки, две рюмки, нарезал булку и ветчину, поставил бутылку настоящего коньяка.
— Шустовский, — ахнул Тыльнер, — откуда?
— У нас тоже свои возможности. Ну, начнем, благословясь.
Леонидов разлил коньяк по красивым хрустальным рюмкам.
— Господи, вздохнул Тыльнер, — все, как раньше.
— Милый Жорж, — рассмеялся Леонидов, — для руководящего сотрудника московской розыскной милиции заявление неуместное.
— Может быть. Но очень часто, особенно по утрам, я вспоминаю нашу столовую, запах кофе, свежие булочки, еще теплые, три сорта варенья и брусок масла.
Вспоминаю, когда пью чай с коричневым сахаром или сахарином и ем несвежий хлеб.
— Зато сейчас мы едим замечательную белую булку.
— Олег Алексеевич, вы не знали Виктора Казаринова?
— Конечно. Весьма яркая личность. Украшение столичной и московской богемы. Писал весьма неплохие рассказы, потом стал отличным кинописателем. Широкий, щедрый, бонвиван, с ним крутились самые разные люди. От театральных статистов до Митьки Рубинштейна и самого Распутина.
— Он дружил с Рубинштейном? — удивился Тыльнер.
— И не только с ним. И князь Андроников и Манасевич-Мануйлов и Симанович. Не знаю, насколько они были дружны, но кутили вместе. А зачем вам?
Тыльнер достал из кармана фотографию, положил на стол.
Леонидов присвистнул.
— Убили Витю. Жаль, веселый был парень и хороший товарищ. Как это случилось?
— Мы брали Бориса Новицкого, того самого знаменитого налетчика по кличке Поэт…
— Так я его знаю. Он постоянный гость кафе «Домино».
— Произошла перестрелка, а в квартире был Казаринов. Случайная пуля.
— Жаль.
— У него мы нашли два письма. Одно… — Тыльнер протянул конверт.
— Я могу прочесть? — поинтересовался Леонидов.
— Я прошу вас это сделать. Письмо очень любопытное. Особенно упоминание о каком-то Сашеньке. Одна голова хорошо…
— Ну, что ж. «Дорогой друг — начал читать Леонидов, — выдалась счастливая оказия и я шлю вам письмо с милым Витенькой Казариновым. Я знаю, что вы его любите, а главное, верите ему. Сейчас Советы выпускают за границу людей, вроде вас. Я встречал в Стокгольме и Париже несколько артистов и писателей, покинувших Совдепию. Их рассказы ошеломили меня. Я никогда не был русским патриотом, не финансировал белых, тем более красных. Моя страна — мои капиталы, я подлинный патриот денег. Подавайте прошение. Вам помогут, есть коммерсант, который дружит с большевиками, вывозит из Красной России художественные ценности. Он заинтересован в моих капиталах и готов оказать мне это небольшое одолжение. Не забудьте Сашеньку, это очень важно и для вас, и для меня.
Крепко обнимаю. Жду в Стокгольме. Ваш Митя Рубинштейн».
Леонидов положил письмо на стол. Задумался.
— Как я догадываюсь у вас возникли два вопроса. Кто получатель этого письма? И что это за Сашенька? Так?
— Именно.
— Это делается просто. Надо отработать всех общих знакомых Казаринова и Рубинштейна в Москве.
— Это непомерный труд, — вздохнул Тыльнер.
— Отнюдь. Их не так много, тем более писателей и артистов. Надо узнать, кто получатель, а потом искать таинственного Сашеньку.
— Или таинственную Сашеньку.
— Я могу доложить Никулину, что вы согласны нам помочь?
— Никулину?
— Это мой начальник.
— Ну, вот, вся таинственность пропадает и никаких авантюрных приключений. А это очень важно в таком мероприятии.
— Ну, так что?
— Согласен. Чувствую, что будет интересно, вот только будет ли из этого статья и дадут ли ее напечатать?
— Вы из всего можете сделать интересную статью. Но вот какое дело, Олег Алексеевич, у убитого было еще одно письмо, вы уж не обессудьте, мы его прочитали. Служба.
— А почему у меня должны быть к вам претензии?
— Это письмо было адресовано вам.
— Мне? — Леонидов вскочил, — где оно?
— Прошу, — Тыльнер протянул конверт.
Леонидов взял письмо.
— Господи, это же ее почерк.
— Да, писала его Елена Вольдемаровна Иратова, вы уж извините нас…
Леонидов выпил коньяк. Подошел к окну.
Начал читать.
«Мой милый, дорогой человек. Пишу из Крыма, похожего на изношенную театральную декорацию. Я все время вспоминаю вокзал, толпу и вас, мой родной, с поднятой рукой. Жалею ли я, что убежала из холодной и голодной Москвы на Юг? Не знаю. Я много снималась. Петр Андреевич Талдыкин очень серьезно организовал здесь кинодело. Он скупил почти все электротеатры в Ялте, Севастополе, Симферополе, поэтому его кинотоварищество снимало очень много неплохих картин.
Писал сценарии Витя Казаринов, который, кстати и передаст Вам мое письмо.
Последнюю фильму «Ключи счастья» мы снимали для французской фирмы «Гомон», их представитель сделал всем французские паспорта. Мне тоже принесли французский паспорт, но я отказалась ехать. Отказался и Витя Казаринов, он засобирался в Москву. Странно, идет война, а поезда ходят и можно добраться до любого города.
Я проводила наших, и я хожу к морю, оно неспокойное, как наша жизнь.
Елена стоит у моря.
Волны набегают на берег и с шумом уходят, оставляя пену.
— Сегодня уезжает Виктор, я отдаю ему письмо, а через десять дней еду сама. Можно я обременю Вас просьбой? Если да, то сходите к Таирову и спросите, возьмет ли он меня обратно.
Мне не верится, что скоро увижу вас. И жду этого, как гимназистка. Обнимаю вас. Ваша Елена.
Леонидов опустил письмо.
И Тыльнер увидел совершенно другое лицо, насмешливо-ироническое выражение сменилось на печальное и нежное.
— Спасибо вам, Жорж, большое спасибо.
Да за что меня благодарить, если бы в тот день мы не ввалились на хату Новицкого, Казаринов сам бы разыскал вас, и наверняка передал бы что-то важное для вас, на словах.
Леонидов сел к столу.
— Это письмо я могу оставить, или оно пришито к делу?
— Оставьте, никакого дела нет. Есть несчастный случай. А вы не знаете, откуда Новицкий знал Казаринова?
— Он и меня знал. Мы вместе когда-то учились в Катковском лицее. Только выгнали нас в разное время.
— А вас за что?
— Лицеистам было запрещено сотрудничать в печати, а я написал статью о порядках в лицее, об идиотах профессорах, о том, что в коридорах пованивает казармой, да много всего.
— Вы подписались своим именем?
— Конечно, нет, придумал псевдоним, очень актуальный и свежий — «Очевидец».
— И как же вас нашли?
— Московского охранного отделения ротмистр Прилуков этим занимался. Жандармы работать умели. Меня вычислили и выгнали с волчьим билетом. А Новицкого и Казаринова попросили из лицея, наверно, через год. Поэтому мы и знаем друг друга, вернее знали.
Леонидов разлил коньяк.
— Давайте выпьем за упокой души Вити Казаринова. За Новицкого пить не будем, поганый был человек.
Они выпили, помолчали.
— А вы знаете, — Тыльнер закурил, — в Москве объявился Юрий Саблин.
— Быть не может! У него же какие-то серьезные проблемы с самим Троцким.
— Тем не менее, живет в «Метрополе», в номере 405, носит форму командарма.
— Чудны твои дела, Господи. Он же под расстрелом был.
— Это их игры, которые именуются политикой. Значит, Саблин для чего-то понадобился Троцкому.
— Знаете, Жорж, пошли они со своими игрушками сами знаете куда. Но я репортер, а приезд Саблина событие любопытное. Я кое-что знаю, чего не ведает ни один журналист о первом правительстве Украины. Если Саблин, который участвовал в этом балагане, подтвердит это, у меня будет очередная сенсация. А пока давайте-ка, согрею еще кофе и выпьем по рюмке этого чудесного напитка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тени кафе «Домино»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других