Автор предлагает к ознакомлению свой подход к познанию мироустройства. В основу авторской концепции положено стремление к максимально возможной объективности взгляда на вселенную и на место человека в ней. Образно говоря, предлагается взглянуть на вселенную, на человека и на человечество глазами самой вселенной с позиций её вечности и бесконечности, уйти от субъективизма, отвлечься от любых стереотипов, в том числе и от тех, которые заложены в человека самой природой. Такой подход поможет увидеть многое и очень многое из того, что что нам мешает увидеть наша повседневность, найти путь к поиску ответа на многие из извечных вопросов: кто я? Кто мы в этом мире? Зачем мы существуем? Каковы пределы наших возможностей и куда нам двигаться?, — и так далее. Этот подход помогает соотнести тот образ мироздания, который сложился в сознании у каждого из нас, с реальной вселенной, и многое переосмыслить, исходя опять же из реальности и из места человека в этом безбрежном мире
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новый подход к познанию мироустройства. Авторская концепция» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 9
Раскрепощение сознания
Заметки
1. Своеобразие человеческого восприятия и мышления.
Своеобразие по отношению к чему? Ну, во-первых, к любым другим земным существам.
А к «неземным»? А тут вот какая штука: никаких «неземных существ» не бывает, кроме бога. Но ведь бог вообще-то не существо, а нечто абсолютно всеобъемлющее. Ну так мы сделаем поправочку, и будем на него смотреть как на существо, нам так привычнее: «прогневался», «обиделся», «что-то задумал», «обманул», «несправедливый», «добрый/злой» (можно выбрать себе подходящего по вкусу) и так далее.
Однако несмотря на то, что других разумных существ на свете не бывает, всё-таки можно предположить, что они могут быть (а вдруг?!).
И вот теперь непосредственно подходим к своеобразию. Излагаю очевидные вещи, и излагаю их по порядку.
Вся чувственно-мыслительная деятельность человека, как и вся без исключения любая другая человеческая деятельность, ограничены:
— условиями обитания (уютная планетка с небесами, твердью, атмосферой и комфортными по вселенским меркам температурами и давлениями);
— наличием физического белкового организма с руками-ногами-головой. И с желудком, конечно же;
— набором «датчиков» (органов чувств) для получения информации из внешней среды и изнутри организма;
— определённой продолжительностью жизни и связанным с ней, а также с параметрами внешней и внутренней среды, масштабом времени: одна секунда — это мало (хотя не факт), один год — это много (хотя тоже не факт), один век — это вечность (однокоренные слова), то есть от 50 до 110 лет, если без уточнений.
Набор «датчиков» крайне скуден, их можно перечислить по пальцам. Скуден даже по сравнению с другими земными существами: скажем, мы не воспринимаем магнитные поля (в отличие от птиц), электрические (в отличие от некоторых рыб), и так далее. Некоторые «датчики» подключены к нам не напрямую, а через массивную прослойку, в результате чего небольшая часть информации от них поступает в наше сознание в виде затушёванных неясных сигналов (например, «плохое самочувствие»), а часть вообще вообще не поступает (пищеварительные процессы, а также многие и многие другие протекают без нашего сознательного участия и контроля).
Разнообразного рода полей и других воздействий в природе существует великое множество. Мы же о них ничего не знаем, а если и открываем, так иногда узнаём о них косвенно (радиация и лучевая болезнь) или фиксируем только с помощью приборов. Большинство же полей мы даже и с помощью приборов зафиксировать не можем, потому что не догадываемся об их существовании.
Диапазон наших «датчиков», их чувствительность и прочие параметры часто не идут ни в какое сравнение с аналогичными параметрами животных. Наше обоняние несравнимо с обонянием собаки, зрение — со зрением орла, слух — со слухом совы. Физические параметры нашего зрения ограничены крайне узкой полоской электромагнитного спектра. И даже эта полоска нам доступна лишь в ограниченном объёме: мы не видим инфракрасную часть, не видим ультрафиолетовую, хотя для многих животных эти участки спектра доступны.
Нельзя не заметить, что мы не обладаем и рядом весьма важных врождённых инстинктов и некоторых серьёзных навыков и свойств восприятия. Так, боязнь высоты не является для нас врождённой; не является врождённой, например, константность зрительного восприятия — восприятие перспективы, когда один и тот же предмет при удалении воспринимается сетчаткой глаза как уменьшенный, а сознанием может восприниматься как просто другой предмет.
Всё это вместе взятое приводит к неизбежному выводу: диапазон человеческого мировосприятия более чем узок. Уровень его приспособленности к обитанию вне планеты Земля практически равен нулю.
Размер этой планеты на фоне бесконечной вселенной — ну, тоже около нуля.
Если же вспомнить о том, что вселенная бесконечна не только в пространстве, но и во времени, то и продолжительность жизни нашей планеты, и Солнечной системы тоже — немногим больше того же нуля. Ведь осталось ей существовать ну, максимум, 5 миллиардов лет. А сколько «миллиардов лет» в бесконечности? Спросите об этом самих себя. Или любого школьника. Ответ заранее известен.
Можем ли мы при таких условиях считать, что весь объём наших знаний за всю нашу историю чем-то отличается от всё того же нуля?
Ну, если очень хочется, то можем. Но через три миллиарда лет мы всё равно начнём задумываться: так ли уж мы правы, и не пора ли кое-что пересмотреть. Не пора ли приступить к поиску более надёжного убежища и более надёжной системы знаний о мире.
Вот тут-то и выяснится, что, глядя на вселенную только своими человеческими глазами, мы увидели далеко не всё, что в ней есть. Неувиденным осталось бесконечное множество её сторон и проявлений.
2. Барьеры на пути раскрепощения сознания.
Барьер номер один — это пресловутый антропоцентризм. «Антропос» — значит «человек». Он (человек) воспринимается нами (человеками) как единственный носитель разума во вселенной. Это нам очень сильно льстит. Ведь даже если кроме нас существует ещё и другой носитель разума — всеобъемлющий и всесильный бог, так ведь мы-то знаем, что мы его избранники, с этим мы вполне способны смириться, бунтовать уже перестали. Тем более, что, раз уж мы его единственные и любимые чада, значит он сделает для нас всё что мы хотим, а если не сделает — так обидимся и проклянём. Найдём себе другого бога, такого, который нам больше нравится.
Этот антропоцентрический барьер возникает в нас непроизвольно, по объективным причинам — в процессе нашего перехода от обезьяны к нынешнему человеческому состоянию, и он непрерывно укрепляется возникающими в нашей же среде религиозными и философскими учениями, насаждается и на государственном уровне, и на межгосударственном, подкрепляется расправами над несогласными (Джордано Бруно + костёр).
Однако сколь ни расправляйся с Н.Коперником или с Г.Галилеем, а Солнце-то всё же не вращается вокруг Земли, куда от этого денешься. Приходится это рано или поздно признать.
После этого рождаются новые схемы мироустройства, церковь никаких извинений никому не приносит, просто помалкивает и приспосабливается к этим новым схемам, удовлетворившись тем, что человек всё равно остаётся в их центре.
С годами на этот постулат перестаёт посягать и наука. Собственно говоря, она никогда на него и не посягала, несмотря ни на какие открытия. Антропоцентризмом насквозь пропитаны все без исключения научные и ненаучные, религиозные и мистические, философские и частнонаучные взгляды. Понятие «антропоцентризм» науке известно, но, как бы смешно это ни выглядело, даже критика антропоцентризма проводится с антропоцентристских позиций. И сами критики этого тоже не видят.
Выхода за рамки антропоцентризма нам до сих пор ни разу ещё нигде не довелось наблюдать — даже в научно-фантастической литературе, не скованной предрассудками, ведь она вещь развлекательная, и авторов за их вымыслы на костёр не отправляют.
Такова печальная правда.
На уровне индивида и групп индивидов антропоцентризм выступает в форме ещё одного проявления — эгоцентризма. В этом случае индивид как представитель богоизбранного рода находит такое же «избранное» место и лично для себя. То же проявление наблюдается на уровне социальных общностей — этносов, государств, различных других сообществ. Зачастую других индивидов и представителей других государств, этносов и иных социальных групп мы даже не считаем людьми, за примерами далеко ходить не надо.
Барьер номер два — наша сугубо человеческая психика и связанная с её особенностями узость мышления, опирающегося только на известные и доступные нам понятия.
Это относится как непосредственно к мыслительным процессам, так и ко всей когнитивной сфере в целом, к том числе к сферам представлений и воображения. Ни то, ни другое не способно вывести нас за привычный круг образов, даже если это образы мифические или мистические, при создании которых наша фантазия кажется нам необузданной и свободной.
Однако и при всей этой необузданности ей недостаёт креативности. Мы не можем представить себе того, что мы не в силах себе представить. Образы конструируются из понятных нам элементов и их сочетаний. Набор же этих конструктивных элементов всплывает из глубин памяти, из подсознания, из интуиции, и так или иначе связан с чем-то конкретным, доступным нашим органам чувств.
Вместе с тем, осознавая бесконечность вселенной во всех её измерениях и проявлениях, мы не можем не понимать, что формы этих образов не должны выражаться только в том, что доступно человеческому восприятию. Как уже отмечалось, диапазон нашего восприятия крайне узок, а диапазон различных проявлений вселенной и её свойств бесконечно широк. Отсюда следует как минимум то, что во вселенной обязательно существует нечто такое, о чём мы не можем ни помыслить, ни предположить, ни догадаться, оно находится далеко за пределами нашей мыслимой и немыслимой реальности.
Барьер номер три — наши знания и наш повседневный опыт.
Мы ещё можем себе представить «чёрную дыру» или нейтронную звезду, дорисовав в воображении что-либо огромное и знакомое, можем себе представить «сжатие времени» при движении со субсветовыми скоростями, можем представить себе забавную «машину времени», но на «четвёртые и пятые измерения» нашего воображения уже не хватает, приходится рисовать какие-то аналогии и «проекции».
И даже ирреальный мир мы низводим до уровня знакомых образов: рай — это цветущий сад, ад — черти со сковородками, грешники в аду — обыкновенные испуганные люди среднего возраста, в образе которых мы представляем себе свои души.
Понятия «разум», «сознание» и так далее мы непременно соотносим сначала с человеком (а как же), потом, если допустим, что мы во вселенной не одни, с каким-нибудь инопланетянином, но обязательно тоже с руками-ногами-головой, человеческих размеров и с человеческими намерениями («спасти нас» либо наоборот ограбить). Одним словом, антропоцентризм и тут торжествует.
Мы не можем себе представить нечто принципиально иное. Повторим: принципиально иное.
Например, мы не можем представить себе разум или сознание без какого-то материального носителя, без «тела», причём обязательно живущего в нашем масштабе времени. Мы вообще не можем себе представить иной масштаб времени: например, время, замедленное в десять миллионов раз. Ну или хотя бы в десять тысяч. Такой обладатель разума нами воспринимался бы как что-то совершенно неподвижное и не привлёк бы нашего внимания.
Мы не можем себе представить «рассеянный» разум — рассеянный по множеству материальных объектов, хотя мы имеем аналоги прямо у себя под ногами в виде муравейника. Или в воздухе в виде пчелиного роя.
Мы не можем себе представить разум, по мощности превышающий наш рассудок хотя бы в сотню миллиардов раз.
Мы считаем, что разум обязан проявляться только в понятных нам формах, что довольно странно.
В нашем разуме никак не сможет уложиться разум, «сплетённый» из чего-то невещественного. Хотя, с другой стороны, мы вполне допускаем, что где-то на небесах могут обитать души наших родственников, что они вполне разумны, хотя и нематериальны.
Мы никак не можем выйти за пределы понятийной и образной системы человеческого бытия, и тем более — за пределы бытия материального, вещественного, временно̀го. А ведь количество возможных понятийных систем и их вариаций бесконечно велико. Это нам отчасти знакомо по тем ощущениям, которые мы испытываем, попав в компанию незнакомых людей. Или приехав в совершенно чужую страну с абсолютно неведомыми нравами. И так далее.
Существующий во вселенной иной разум (а считать себя единственными носителями разума у нас едва ли есть основания, так что он неизбежно уже «появился» за прошедшее бесконечное вселенское время) наверняка «видит» и «воспринимает» мир совсем не так, как мы, вплоть до того, что между «его» и нашим восприятием может вообще не быть ничего общего.
Ну и, наконец, мы до сих пор ещё не сформулировали понятие разума, понятие сознания и даже понятие жизни хотя бы применительно к себе самим. Эти понятия обитают в нас только где-то на уровне интуиции.
3. Что значит раскрепостить сознание.
Максимум, на что мы сейчас способны — это раскрепощение первого уровня.
Он включает в себя как минимум:
— осознание нашей микроскопичности на фоне бесконечного пространства вселенной;
— осознание микроскопичности всей человеческой истории в масштабе бесконечного времени.
Это условия «выхода за пределы антропоцентризма».
Далее, следует мысленно сбросить с себя привязанность к материальной основе своего сознания и ко всему остальному, что обусловлено нашим опытом человеческого существования во всех его проявлениях. Это этап очень нелёгкий, но он нашему воображению более чем доступен. У каждого наверняка есть похожие воспоминания (ну, наподобие мыслей спросонок: где я? Кто я?). Кроме того, есть такое известное и вполне земное понятие, как сенсорная депривация, то есть максимально возможное устранение всех воздействий на органы чувств человека — этот приём используется, в частности, при подготовке космонавтов путём погружения их в воду для имитации невесомости, отключения света, звуков и так далее. Ну, а нам необходимо «отключить» органы чувств не более чем мысленно, что гораздо проще.
К первому уровню стоило бы отнести, наверное, и попытку выйти за пределы рациональных образов, то есть образов, опирающихся на знания и на сознание, и переключиться на образы интуитивные, не теряя при этом схематического зрительного образа бесконечной вселенной с затерявшейся где-то Солнечной системой и даже всем Млечным путём.
Тут всё зависит от личных способностей. Главный же элемент в этом раскрепощении — осознание бесконечных размеров вселенной (мироздания) во времени и в пространстве, преходящего характера всех наших земных тысячелетий и всех наших грандиозных эпохальных открытий. Станет совершенно ясно, что вселенная об этих открытиях даже едва ли догадывается.
Она едва ли догадывается и о том, что живёт по законам, которые мы для неё «открываем», сопровождая эти открытия «революциями в науке» и социальными переворотами. Она едва ли догадывается, что она неразумна, но что она при этом имеет какую-то «цель развития», и что эта цель подчинена интересам её хозяев — человечков, обитающих на одной из крошечных планеток на протяжении доли вселенской микросекунды, что она не может «остановить время» или «превысить скорость света», что у неё есть прошлое и будущее, что живёт она по законам логики, что за причиной наступает следствие, что её пространство искривлено — и так далее, и тому подобное.
Стоит лишь всё это увидеть своим мысленным взором, и придёт ответ на бесконечное множество вопросов, в том числе и таких вопросов, которые возникли не сегодня, а тысячи лет назад и ответов до сих пор не получили. Исчезнут из сознания многие так называемые парадоксы, потому что станет понятно, что парадоксы мы придумываем сами из-за несовершенства своего мышления и из-за нашей беспочвенной уверенности в собственном всезнайстве. Если что-то где-то не сходится с нашей схемой, мы начинаем обвинять в этом вселенную вместо того, чтобы поискать другую схему. А не нашли — значит не там искали, и надо продолжить поиски.
Основной наш (авторский) постулат — реальность реальна, и любое наше представление о ней может в любой момент оказаться вымыслом, потому что покоится на какой-то ненадёжной схеме. Кроме того, реальность безгранична и необъятна, чего никак нельзя сказать о наших теориях и представлениях о ней. Она не обязана нам подчиняться, и никогда не будет этого делать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новый подход к познанию мироустройства. Авторская концепция» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других