Что можно обнаружить на звуковой дорожке советского кино? Как рок-музыка, осмелившаяся выйти за рамки дозволенного, пробивала себе дорогу в кинематограф, отражая дух эпохи? Книга «Рок СССР в кино» исследует удивительный синтез кино и русского рока с 1968 по 1991 годы. Автор Алексей Ворожейкин раскрывает истории о том, как культовые группы и неизвестные ансамбли находили свой путь на экраны — от анимации до взрослого кино. Это путешествие не только по музыкальной культуре, но и по внутренней борьбе советского общества, отражённой в кино. Узнайте, как звучал рок в эпоху ограничений и цензуры!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1981, Шляпа
Режиссер Леонид Квинихидзе известен нам главным образом такими громкими кино-хитами как “Соломенная шляпка”, “31 июня” и “Мэри Поппинс, до свидания!”. В 1981 году он снял фильм “Шляпа”. Сценарий к нему режиссер написал совместно с Викторией Токаревой — одним из соавторов фильма “Джентльмены удачи”. Главную роль в картине сыграл великолепный Олег Янковский. А рок-музыку представляла в нем группа “Автограф”.
Главный герой ленты — некогда популярный джазовый трубач Дмитрий Денисов. Зенит его славы теперь позади — он работает в ресторане с молодой группой. Но отправившись по приглашению в Сочи, чтобы заменить в большой программе получившего травму артиста, внезапно обнаруживает, что его время ушло безвозвратно.
Роль музыкантов, с которыми играет Денисов, исполнила в полном составе группа “Автограф”. Этот коллектив образовался в Москве в 1979 году. Его основателем стал Александр Ситковецкий, бывший до того лидером группы “Високосное лето”, где он играл вместе с Крисом Кельми, Александром Кутиковым и Валерием Ефремовым. Первыми участниками новой группы, кроме лидера, взявшего на себя функции гитариста и вокалиста, стали Сергей Брутян (вокал), Леонид Гуткин (бас, фагот), Леонид Макаревич (клавишные), Владимир Якушенко (ударные).
Их известность устремилась вверх после того, как группа в 1980 году приняла участие в знаменитом фестивале"Весенние ритмы. Тбилиси-80", где разделила второе место с группой “Гунеш” из Ашхабада (первое досталось “Машине времени” и таллинской команде “Магнетик бэнд”). Поступив вслед за этим на работу в Москонцерт, коллектив быстро достиг огромной популярности и колесил с большими концертами по всему Союзу. Несмотря на то, что “Автограф” за счет своей популярности приносил Москонцерту огромные деньги, другое ведомство, также управлявшее советской массовой культурой, а именно, фирма “Мелодия”, то и дело отказывалось издавать пластинки группы, усматривая в текстах песен крамольные скрытые смыслы.
И вот как раз на волне взмывшей вверх популярности группы Леонид Квинихидзе решил привлечь команду для съемок в своем новом фильме. По изначальному замыслу эта роль предназначалась ВИА “Веселые ребята”. Но у тех возникли проблемы, вследствие которых они лишились гастрольного удостоверения, и это помешало ансамблю принять участие в съемках. Тогда Квинихидзе смекнул, что ему это только на руку — “Веселые ребята” уже не были столь модным коллективом, а от нынешних любимцев публики — “Автографа” — можно было ожидать дополнительную аудиторию для фильма, что должно было обеспечить кинокартине высокий рейтинг.
Съемки проходили в декабре 1980 года. Сцена репетиции в ЖЭКе в начале фильма, где музыканты то и дело подвергались нападкам со стороны представителя пролетариата, снималась в павильоне “Мосфильма”. Концертное выступление, завершающее фильм, происходило в Культурном центре Олимпийской деревни.
В саундтрек картины вошли четыре композиции “Автографа”: «Пристегните ремни безопасности», «Блюз «Каприз», «Монолог», «Ирландия. Ольстер». Еще четыре музыкальных фрагмента звучали в фильме фоном.
В ленте в состав группы (она называлась “Секунда”) были введены два дополнительных персонажа. Первый — вокалистка. Ее сыграла Тамара Акулова. Пела за нее в песне «Блюз Каприз» Ирина Отиева. Второй — вокалист. Его роль исполнил болгарский актер Валентин Ганев, старательно открывавший рот под запись голоса Сергей Брутяна.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других