Что можно обнаружить на звуковой дорожке советского кино? Как рок-музыка, осмелившаяся выйти за рамки дозволенного, пробивала себе дорогу в кинематограф, отражая дух эпохи? Книга «Рок СССР в кино» исследует удивительный синтез кино и русского рока с 1968 по 1991 годы. Автор Алексей Ворожейкин раскрывает истории о том, как культовые группы и неизвестные ансамбли находили свой путь на экраны — от анимации до взрослого кино. Это путешествие не только по музыкальной культуре, но и по внутренней борьбе советского общества, отражённой в кино. Узнайте, как звучал рок в эпоху ограничений и цензуры!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1968, Фильм, фильм, фильм
Дорогу на экран русскому року открыла мультипликация. В 1968 году группа “Сокол” записала песенку “Фильм, фильм, фильм” для одноименной анимационной ленты. Ее режиссером стал Фёдор Хитрук, до того создавший"Каникулы Бонифация", а впоследствии подаривший нам"Винни-Пуха". Персонажей своими голосами наделили актеры Алексей Полевой и Георгий Вицин. Мультфильм в ироничной форме рассказывал о профессиональных тяготах работников кинематографа.
Что касается авторов песенки, то титры не сообщают нам, кто написал ее текст. А композиторов, работавших над мультфильмом, указано сразу двое: Александр Зацепин и Евгений Крылатов. Вместе с тем, согласно данным Российского Авторского Общества, музыку для песни написал Зацепин, автор же слов оказался неизвестен даже этому всеведущему учреждению.
Поскольку в наши дни группа “Сокол” известна только самым глубоким знатокам русского рока, не лишним будет немного рассказать о ней. Коллектив образовался осенью 1964 года. Его костяком стали старые школьные друзья — Юрий Ермаков, взявший в руки гитару, и Игорь Гончарук, занявший место басиста. Пели при этом оба. Название ансамбль получил от района Москвы, где проживали музыканты. Следующим к ним примкнул ныне небезызвестный, но тогда еще очень молодой Юрий Айзеншпис, взявший на себя продюсерскую сторону дела. Он нашел недостающих музыкантов и на собственные деньги, заработанные на продаже виниловых пластинок, купил профессиональные инструменты и снабдил коллектив звуковым оборудованием.
Дебют группы состоялся 6 октября 1964 года. В 1965 году “Сокол” представил, как считается, первую рок-композицию на русском языке, породив тем самым, по мнению некоторых знатоков, русский-рок как явление. Это была песня"Где тот край?", слова которой написал Игорь Гончарук, а музыку — Юрий Ермаков. Благодаря такому прорыву к 1967 году коллектив набрал невероятную популярность: наплыв публики случался такой, что концерты порой приходилось охранять с милицией.
Последний концерт “Сокол” отыграл осенью 1969 года в Доме Кино, а в декабре за валютные операции был арестован Айзеншпис, получивший по этому делу 10 лет. (Напомню, что после освобождения он, снова вернувшись в шоу-бизнес, работал в качестве директора группы “Кино” и был продюсером Димы Билана.) После начала уголовного преследования ее продюсера и сама группа прекратила свое существование, а музыканты разбрелись заниматься гражданскими профессиями.
В итоге трек “Фильм, фильм, фильм” так и остался единственной записью коллектива, сделанной в годы ее расцвета. Здесь следует добавить, что в песне, наряду с остальным голосами, звучит вокал ещё одного из пионеров советской рок-сцены — Леонида Бергера из группы “Орфей”. Вместе с тем пытливый исследователь может обнаружить в Интернете два других трека — «Где тот край?» и «Солнце над нами». Однако обе записи были сделаны Юрием Ермаковым десятилетия спустя, уже в наши дни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других