1. Книги
  2. Контркультура
  3. Алексей Юрьевич Ворожейкин

Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы

Алексей Юрьевич Ворожейкин (2025)
Обложка книги

Что можно обнаружить на звуковой дорожке советского кино? Как рок-музыка, осмелившаяся выйти за рамки дозволенного, пробивала себе дорогу в кинематограф, отражая дух эпохи? Книга «Рок СССР в кино» исследует удивительный синтез кино и русского рока с 1968 по 1991 годы. Автор Алексей Ворожейкин раскрывает истории о том, как культовые группы и неизвестные ансамбли находили свой путь на экраны — от анимации до взрослого кино. Это путешествие не только по музыкальной культуре, но и по внутренней борьбе советского общества, отражённой в кино. Узнайте, как звучал рок в эпоху ограничений и цензуры!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1986, Йя-Хха

В 1986 году свет увидел еще один кинодокумент, запечатлевший неофициальную молодежную культуру, что процветала на просторах дряхлеющего Союза. Им стал фильм “Йя-хха” режиссера Рашида Нугманова. Без малого 40-минутная картина снималась как его дипломная работа. В ту пору Нугманов постигал премудрости киноискусства во ВГИКе, где был учеником Сергея Соловьева.

Фильм повествует о жизни молодежной тусовки. На экране разворачиваются два больших события, произошедших в один день: сперва молодые люди играют свадьбу, а затем пытаются попасть на концерт группы “Кино”. Правда, попытка оказывается не вполне удачной ввиду отмены мероприятия, и тогда Цой великодушно зовет ребят к себе в котельную “Камчатка”, где играет для них акустический сет. Эти события переплетаются с более мелкими сюжетами и музыкальными вставками.

Кроме Цоя в картине фигурируют и другие столпы ленинградского рок-подполья — БГ*, Майк и Кинчев. Двое последних появляются в сопровождении своих музыкантов, в то время как Борис Борисович* присутствует в кадре единолично. Примечательно, что для Майка “Йя-хха” стал первым кинематографическим опытом. Гребенщиков* и Кинчев успели приобщиться к миру кино в предыдущие годы, а Цой примерно в тот же период снялся в фильме “Конец каникул”.

В ленте звучат песни вышеперечисленных музыкантов: “Мое поколение” (Кинчев), “Блюз простого человека” (Майк), “Дальше действовать будем мы” (Цой).

Вызывающее вопросы и множественные трактовки слово"Йя-Хха", ставшее заглавием фильма, в середине 80–годов служило названием одной из ленинградских тусовок, участники которой, к слову, и снялись в картине. Эта деталь наталкивает нас на один простой вывод: слово"Йя-Хха", вопреки распространенной пунктуационной ошибке, пишется без восклицательного знака. Тем не менее, это слово в фильме несколько раз произносится именно с восклицательной интонацией, что, вероятно, и сбивает с толку.

“Йя-хха” вырос из давней задумки Нугманова снять фильм об алматинских стилягах. Картину планировалось назвать “Король Брода”. Бродом в Алма-Ате, откуда родом сам режиссер, называли улицу, где тусовалась молодежь в 60-х. В 1982 году Нугманов начал собирать воспоминания своего брата и его друзей о событиях тех лет, а когда в 1984 году поступил во ВГИК, на основе накопленного материала начал писать сценарий.

Каков был масштаб замысла, мне оценить трудно. Однако, будучи второкурсником, Нугманов отдавал себе отчет в том, что в тот период реализовать такой проект возможным не представлялось. Вместе с тем в ту пору мощным центром рок-н-ролльного движения в СССР внезапно стал Ленинград. И тогда идея запечатлеть на пленке беспечный молодежный движ перекинулась на бурную жизнь невских берегов.

Нугманов осенью 1985 года начал обсуждать свой замысел с оператором Алексеем Михайловым. И тот, и другой горели идеей снять фильм о рок-н-ролле. Правда Михайлов грезил о картине, основанной на архивных материалах западных кинохроникеров, в частности, отснятых на фестивале “Вудсток”. Но режиссер убедил его обратить взор на своих современников и, более того, соотечественников. К тому же перед Алексеем в тот момент стояла задача сделать курсовую работу, а в распоряжении имелись черно-белая пленка и камера. Это и послужило материальной основой новоиспеченного проекта.

Заручившись участием в фильме Кинчева, находившегося в тот момент в Москве, Нугманов с Михайловым отправились в Ленинград, где провели переговоры с остальными предполагаемыми героями ленты. Там они сперва рекрутировали Гребенщикова*, а затем, в один день — Цоя и Майка.

Основные съемки проходили в конце мая 1986 года и заняли две недели. К этому позже прибавились несколько дней досъемки. Концерт в котельной, например, снимали уже летом, вероятно, в августе — точной даты сейчас уже не помнит никто.

Нугманов намерено отказался от какого-либо сценария, полагаясь исключительно на спонтанность происходящего. Позже Рашид часто объяснял такой подход тем, что в те годы находился под впечатлением от работ советского кинорежиссера Дзиги Вертова, практиковавшего теорию «жизни врасплох» и «киноправды». Однако в нашем случае Нугманов намеревался перенести эти принципы из документального кино в игровое. Почему “игровое” — станет ясно чуть позже. В итоге, ни операторы, ни актеры, ни сам режиссер не знали, чего хотят. Более того, Нугманов даже запретил обсуждать какой бы то ни было сценарий.

Решение делать фильм черно-белым имело ряд причин. Прежде всего, у оператора, как говорилось выше, изначально имелась только такая пленка. К тому же, Рашид признавался, что ему нравится чб-изображение само по себе. Да и докупить дополнительной черно-белой пленки и потом проявить ее выходило дешевле. И режиссеру пришлось это делать за свой счет: он вложил в продакшн около 1000 рублей собственных средств. Цветная же пленка была либо не по студенческому карману, либо совершенно непригодного качества.

Вполне ожидаемо, что фильм на такую тему в 1986 году неизбежно должен был столкнуться с сопротивлением блюстителей морального облика советской молодежи. Подпольные рок-группы были у властей не на лучшем счету и числились идеологически неблагонадежными. Нугманов вспоминает, что в период работы над “Йя-хха” его вызывали на беседу в отдел культуры ленинградского комсомола, где ему настоятельно рекомендовали снимать “правильные ВИА”, а не вот это вот все. К слову, одними предупреждениями и запретами власть имущие не ограничивались: милиция как-то раз задержала оператора Алексей Михайлова и отобрала камеру.

Один из ярких примеров препятствий, чинимых органами власти, стала отмена концерта “Кино”. Он был организован специально для майских съемок. Все понимали, что к событию не стоит привлекать избыточного общественного внимания, поэтому мероприятие проводилось с секретностью шпионской операции.

Для съемок были привлечены 4 оператора. Информацию о предстоящем концерте распространяли в тусовке по сарафанному радио. Перед слушателями была поставлена задача незадолго до начала рассредоточиться по подворотням вблизи дома культуры, где было намечено мероприятие, а потом по сигналу молниеносно заполнить зал.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Алексей Ворожейкин

Жанры и теги: Контркультура

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я