1. Книги
  2. Контркультура
  3. Алексей Юрьевич Ворожейкин

Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы

Алексей Юрьевич Ворожейкин (2025)
Обложка книги

Что можно обнаружить на звуковой дорожке советского кино? Как рок-музыка, осмелившаяся выйти за рамки дозволенного, пробивала себе дорогу в кинематограф, отражая дух эпохи? Книга «Рок СССР в кино» исследует удивительный синтез кино и русского рока с 1968 по 1991 годы. Автор Алексей Ворожейкин раскрывает истории о том, как культовые группы и неизвестные ансамбли находили свой путь на экраны — от анимации до взрослого кино. Это путешествие не только по музыкальной культуре, но и по внутренней борьбе советского общества, отражённой в кино. Узнайте, как звучал рок в эпоху ограничений и цензуры!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1983, Ах, эти звёзды…

Музыкальный спектакль “Ах, эти звезды…” имел в Ленинграде в начале 80-х такой головокружительный успех, что в дни представлений возле Учебного театра на Моховой дежурила конная милиции, а зрители так стремились попасть в зал, что буквально лезли в здание через крышу. Постановка могла бы так и остаться событием сугубо театральным и не попасть на эти страницы, не появись в 1983 году его телевизионная версия, доступная в Интернете и ныне. Поэтому посвятим ему несколько абзацев и расскажем о мюзикле с должной степенью детальности.

Актерский лайнап составили студенты выпускного курса актерского факультета Ленинградского Государственного Института Театра, Музыки и Кинематографии (знаменитого Театрального института на Моховой). Это были никому не известные тогда еще начинающие актеры, в числе которых Максим Леонидов, Ирина Селезнева, Татьяна Рассказова, Елена Кондулайнен и Дмитрий Рубин.

Началось все с того, что студенты-старшекурсники под руководством своего наставника Аркадия Кацмана взялись за работу над выпускным спектаклем по роману “Братья Карамазовы”. Эмоционально тяжёлая вещь требовала психологической разгрузки, и с этой целью руководитель предложил ученикам параллельно готовить пародийные музыкальные номера. Из них в итоге и сплелся легкий ироничный мюзикл.

Свое название спектакль получил также с подачи Кацмана. Оно отсылает к фильму Боба Фосса «Весь этот джаз» (“All That Jazz”). Кацман увидел картину в Болгарии, где местные прокатчики перевели ее название как «Ах, этот джаз». Именно такая версия была переосмыслена и превратилась в “Ах, эти звезды…”

Функцию музыкального руководителя проекта принял на себя Максим Леонидов, чему во многом поспособствовал тот факт, что у Максима к тому времени уже было за плечами Хоровое училище имени М. И. Глинки.

Не имея возможности использовать фонограмму (тогда, кажется, такое и в голову никому прийти не могло), актеры исполняли все номера и музыку к ним вживую. По этой причине некоторым артистам пришлось подтягивать свои музыкальные навыки прямо по ходу репетиций. Кто-то из них до начала работы над “Звездами” и вовсе не умел петь.

Первая часть спектакля была посвящена западным звездам. В частности, Леонидов в ней изображал двух гигантов американской сцены — Луи Армстронга и Элвиса Пресли. В первом случае, намазавшись черной краской, он поет попурри из трех песен: «Hello, Dolly!»,"Mack The Knife"и «When the Saints Go Marching In». При этом он залихватски проводит на трубе специально разученные по этому случаю темы последних двух. Впрочем, образ носит скорее собирательный характер, нежели буквальное воплощение мэтра. То же справедливо и в отношении показанного Леонидовым Элвиса. Его Пресли исполняет песню Билла Хейли «Rock Around the Clock», считающуюся самой первой рок-н-рольной композицией, давшей старт всему жанру. Не пытаясь копировать Короля, о котором на тот момент Леонидов имел смутные представления, он просто изображал некоего абстрактного рок-н-рольщика из 50-х годов XX века. Заканчивался номер припевом из другой знаковой композиции — Johnny B. Goode авторства Чака Берри, которую несколько лет спустя прославит на весь Советский Союз главный герой фильма “Назад в будущее” Марти МакФлай, исполнив хит на школьной вечеринке своих родителей. Этот опыт Леонидова семь лет спустя ляжет в основу спектакля “Судьба короля”.

Еще один номер с участием Максима Леонидовича — четыре ковбоя, которые исполняют песни в стилистике американского фолка.

Вторую часть вобрали в себя пародии на местных любимцев публики: Пугачева, Кикабидзе, Магомаев и др. Что примечательно, многие из героев мюзикла приходили взглянуть на себя из зала.

В череду “эстрадников” были встроены и представители контркультуры — группа “Машина Времени”. Правда, поначалу были сомнения, стоит ли включать Макаревича** сотоварищи в программу. Андеграундный коллектив, как казалось, заметно уступал в популярности остальным пародируемым артистам. Но Леонидову удалось убедить коллег, что “Машина” — это явление значимое и свое место в мюзикле они займут заслуженно.

Номер с “Машиной времени” начинается с куплета о синей птице, который перетекает в песню “Свеча”. Текст ее был полностью изменен в ироническом ключе — единственный случай на весь мюзикл. Автором переделки стал актер Дмитрий Рубин, сыгравший самого Макаревича**. В телеверсию вошел лишь второй куплет, но Леонидов в книге “Я оглянулся посмотреть…” поделился полной версией текста:

Бывали дни, когда я был в опале.

И не было гастролей и цветов.

Но в Москонцерте нас теперь признали

И разрешили петь, в конце концов.

И вот теперь пою я где попало,

И в зал народ бежит, как саранча.

И пусть нет надлежащего вокала,

Зато не меркнет свет, Зато горит свеча.

(Отсюда начинается то, что попало в фильм)

Концы имеют всякие начала.

Лишь нет концов у всех моих начал.

Концы моих начал и есть начала,

И трудно сделать так, чтоб я молчал.

Гляди на мир, мое большое око,

Большое око Макаревича**,

И буду петь до той поры высоко,

Пока не меркнет свет, Пока горит свеча. [3]

О книге

Автор: Алексей Ворожейкин

Жанры и теги: Контркультура

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я